Визуально она вполне похожа на европейские спортивные автомобили 70-х, а чем-то может, и на более современные Lamborghini. Дизайн еще напоминает Maserati Merak SS 1970-х. Создана была энтузиастами, сейчас подобные проекты называются амбициозными стартапами, и первый образец, ходовой концепт-кар был представлен Леониду Брежневу, большому ценителю автомобилей, в надежде что генсек оценит этот первый советский «суперкар».
Генсек не оценил…
Проектирование этой машины, у которой поначалу даже названия не было, началось в 1969 году, работали над ней братья Александр и Владимир Щербинины. Сегодня их профессия называется промышленный дизайн, но они не только разработали дизайн кузова, весьма достойный, к слову, для тех лет, особенно если учесть трудности с каждым техническим элементом, который в тогдашних условиях конструкторам подобных самоделок приходилось в буквальном смысле добывать.
Поначалу братья построили прототип в стиле «Гранд-Туризмо», с кузовом собственной разработки, и технической начинкой от ГАЗ-21. Машина жива и поныне.
Ну а затем уже всерьёз приступили к созданию спортивного купе.
В отличии от кузова, техническая часть «суперкара» была очень далека от спортивной, в её основе были узлы и агрегаты ГАЗ-21. Основой кузова была рама, задняя подвеска была рессорной, передняя тоже оставляла желать лучшего, двигатель мог располагаться как спереди, так и посередине, как у настоящих «взрослых» спорткаров, но выдающихся скоростных характеристик ни он, ни трансмиссия не давали. Выдающимся был лишь кузов с низким аэродинамическим сопротивлением, в создание которого братья вложили все свои знания и умения.
«Кто же, кхм, будет ездить на этой машине?», - спросил Леонид Ильич, когда ему представили машину.
Maserati Merak SS 1978 года, для наглядного сравнения сходства в дизайне.
С одной стороны Брежнев, как большой ценитель и знаток автомобилей был прав, ведь имел возможность сравнивать. В его коллекции автомобилей помимо представительских были и спортивные машины, такие как родстер Мерседес-Бенц SL, Мазератти 1968 года, и он понимал, что технические характеристики очень далеки даже от намёков на спортивность.
С другой же стороны, поступи этот «суперкар» в продажу в СССР даже в таком виде, покупатели бы на него нашлись, так как дефицит индивидуального транспорта был страшный, очереди на покупку «Жигулей» тянулись годами, «Москвич» тоже не так просто было приобрести, а вторичного рынка в его нынешнем понимании и вовсе не было. Если кто-то надумывал продать свою старую «Победу», или «горбатого заза», или допотопного «слона» Москвич – 400, и особенно если более современного Москвича 2 поколения, то тут же находились желающие среди родственников, друзей или коллег на работе, кто сразу покупал машину.
Так что спрос на этот автомобиль с амбициозным спортивным дизайном был бы, поступи он в производство даже небольшими партиями до 100 машин в день.
Несмотря на отсутствие «благословления» на выпуск от первого лица государства , братья Щербинины не прекратили работы над своим проектом, начали создавать еще одну машину, более того, к ним подключилась еще одна команда энтузиастов – братья Юрий и Станислав Алгебраистовы, машина обрела своё название – ЮНА.
Машину стали строить на более современной платформе от ГАЗ-24, хотя спортивной её тоже назвать сложно, а самой необычной была «производственная площадка», в виде обычной городской квартиры, в которой энтузиасты и строили свои «суперкары». С балкона готовые образцы спускали краном, таким образом, появилось еще три автомобиля.
Машину стали замечать и появились желающие себе заиметь такую же. Изготовление кузовных панелей особых сложностей уже не составляло, так как были готовые матрицы, ну а списанными агрегатами можно было разжиться в таксопарках, что-то купить в магазинах запчастей или заказать «Посылторгом». Сколько из таких «кит-наборов» было простроено машин неизвестно, около десятка, одна из них точно была четырёхместной, с удлиненной базой.
На автомобиле были оригинальные колёсные диски, легкосплавные, их конструкцию и дизайн разработали Алгебраистовы, а изготавливались диски на авиационном заводе.
Хоть машина и не пошла даже в мелкосерийное производство, но стала самой массовой автомобильной самоделкой советской эпохи. Самая первая ЮНА , собранная Щербиниными стоит в одном из московских дворов, ну во всяком случае находилась там по состоянию на 2015 год, еще несколько экземпляров, модернизированных в разное время в основном агрегатами от иномарок находятся у разных владельцев, какая-то часть машин, собранных в 80-е была утрачена. Неизвестна судьба второй машины, созданной лично братьями, её след теряется в конце 90-х.
Говорят, за этот, самый первый автомобиль коллекционеры предлагали большие суммы, но создатель не захотел с ним расставаться ни за какие деньги, несмотря на то, что сам жил небогато.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. Часть фото взята из блога Максима Новиковского
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru