Найти тему

В. ПОЗДЫШЕВ: «Высокий уровень концентрации банковского бизнеса — это следствие конкуренции»

Такое заявление сделал 6 сентября заместитель председателя Банка России Василий Поздышев, на XVI Международном банковский форуме «Банки России – XXI век».

Очевидно, что недостаточно эффективные банки не выдерживают конкурентной борьбы и либо уходят с рынка, либо поглощаются более успешными игроками. Если же смотреть на мир в целом, то мы видим, что у нас на банковском рынке уровень концентрации является средним, поскольку у нас этот показатель составляет 59%. Конечно, есть страны, например, Германия, уровень концентрации гораздо ниже (около 31%), но при этом есть страны, в которых он намного выше, например, в Греции (90%).

В целом я хочу сказать, что оценка уровня конкуренции не должна быть «привязана» к количеству действующих на рынке банков. Это не тождественные понятия: два года назад у нас было в два раза больше банков, чем сейчас, но вряд ли следует, исходя из этого утверждать, что тогда конкуренция была в два раза больше и качественнее, чем сейчас.

Позиция ЦБ следующая: мы, безусловно, считаем очень важным развитие конкуренции, но при этом следует соблюдать три главных принципа. Первый — правила для всех едины, и все участники рынка обязаны их соблюдать, чтобы не было прецедентов, когда недобросовестные игроки получают конкурентные преимущества по сравнению с теми организациями, которые работают добросовестно. Второй базовый принцип — конкуренция должна быть среди равных. Даже в спорте, например, в боксе, есть разные весовые категории, и в бизнесе должны быть такие же правила, и именно поэтому мы проводим политику пропорционального регулирования. Малые и средние банки должны получать поддержку, и в этом должен помочь такой механизм как получение базовой лицензии.

И, наконец, третий базовый принцип — отсутствие льгот. Именно поэтому мы радикально изменили механизм финансового оздоровления, поскольку старый механизм привел к тому, что санируемые банки могли работать годами, не соблюдая правил, имея возможности формировать пониженные резервы. Теперь срок такой работы ограничен одним годом, и мы считаем, что это решение полностью находится в рамках озвученного мной принципа.

Несколько слов об эффективности банковского бизнеса. По нашему убеждению, эффективность не равнозначна прибыли: очень легко сделать банк прибыльным, просто не доформировывая необходимые резервы, но это не будет иметь никакого отношения к эффективности бизнес-модели, которой придерживается банк.