Большинство финансовых аналитиков солидарны в мнении о том, что 2018-2019 годах, как, впрочем, и в 2009–2017 годах, мировая финансовая система продолжит балансировать на грани роста и падения.
Общим трендом будет некоторое нивелирование стимулирующего эффекта политики «денежных смягчений», которой, начиная с десятых годов XI века, придерживались государства с наиболее развитыми экономиками. На этом фоне следует также ожидать сокращения разрыва в темпах роста этих стран.
Исключение составят США и государства, которые проводили консервативную финансовую политику. Следует также ожидать, что США предпримут попытку совершить резкий рывок, используя такие инструменты, как дерегулирование экономики, снижение налоговой нагрузки на бизнес и привлечение новых инфраструктурных инвестиций.
По всей видимости, сохранится диспропорция в темпах роста развитых и развивающихся экономик: финансовые инструменты «торможения роста» продолжат свое действие. Например:
-Политика новой администрации президента США в отношении Китая (обвинения в манипулировании с валютным курсом, искусственном ослаблении по отношению к прочим мировым валютам и т. п.) должна привести к укреплению юаня.
-Укрепление доллара и низкие цены на энергоносители приведут к снижению доходности экономик государств, имеющих сырьевую основу.
-Деструктивная политика финансовых санкций, проводимая в отношении некоторых латиноамериканских государств и России, станет основной причиной разбалансирования их финансовых систем.
На этом фоне аналитики прогнозируют четыре основных сценария развития мировой финансовой системы в 2018-2019 году:
-«Выравнивание» динамики мировых финансов и темпов экономического развития на фоне кризиса 2008–2015 годов.
-Постепенное повышение уровня волатильности глобальной финансовой системы.
-Резкий скачок волатильности в одной (или более) проблемной точке мировой финансовой системы.
-Устойчивое развитие и дальнейшая глобализация мировой финансовой системы.
Справка: волатильность – показатель, который носит статистический характер и используется финансовыми экспертами при анализе изменения ценовых тенденций.
Рассмотрим вероятности исполнения каждого из приведенных сценариев, а также возможные последствия для системы мировых финансов при их развитии.
Сценарий первый: «выравнивание» динамики мировых финансов и темпов экономического развития на фоне кризиса 2008–2015 годов
Первый из негативных сценариев (вероятность его развития составляет примерно 30–35 %) неразрывно связан с реструктуризацией мировой финансовой системы, обуславливаемой следующими факторами:
Динамика отношения доллара к прочим мировым валютам, носящая цикличный характер (2018–2019 годы – ожидаемый период пика его укрепления).
В 2018 году следует ожидать дальнейшего укрепления доллара, которое носит многолетний характер. Следствием такого укрепления будет изменение сложившейся в начале «нулевых» системы соотношения курсов основных мировых валют.
Будет увеличиваться удельный вес доллара в качестве резервной валюты (от 60 до 65 %), а также – валюты, служащей для номинирования стоимости активов. Также ожидается, что доллар сохранит свои позиции как средство накопления сбережений и мировая платежная единица.
Укрепление юаня, отказ Китая от проведения политики «экономического форсажа».
Что касается юаня, в отношении которого Китай ранее проводил агрессивную политику управляемого валютного курса, то в 2018–2019 годах будет наблюдаться обратная тенденция, т. е. следует ожидать укрепления по отношению к доллару и евро.
Прогнозы аналитиков на 2018-й и на период до 2020 года сводятся к следующему:
Развитие событий по первому сценарию непременно приведет к сохранению тенденции «дешевое сырье при сильном долларе».
Политика укрепления курса доллара и далее будет оказывать давление на мировую финансовую систему и экономики крупнейших стран мира.
Сценарий второй: постепенное повышение уровня волатильности глобальной финансовой системы
Развитие второго сценария (вероятность – около 60 %), в общем, имеет те же черты, что и развитие первого: относительно невысокая процентная ставка и сдерживание инфляции. Однако второй вариант дополнительно предполагает повышение волатильности системы мировых финансов, что опять же напрямую связано с торможением инфляционных процессов.
Справка:
-начиная с конца семидесятых и до первой половины 90-х годов XX столетия, годовой уровень мировой инфляции иногда достигал показателя в 40 %;
-в 1995–2000 годах его значение снизилось до 6 %;
-в 2000–2010 – от 4 до 5 %;
-с 2010 г. по настоящее время – 3,5 %.
Прогноз на 2018-2019 гг.: в государствах с развивающимися экономиками уровень инфляции будет в несколько раз выше. Особенно высокий ее показатель ожидается в латиноамериканских государствах, странах СНГ и сырьевых экономиках.
Сценарий третий: резкий скачок волатильности в одной (или более) проблемной точке мировой финансовой системы.
Вероятность исполнения третьего из негативных сценариев составляет от 10 до 15 %. Считается, что он непременно должен привести к росту государственных долгов. Причем, этот сценарий развития событий может коснуться как развитых стран, так и государств с развивающимися экономиками.
Геополитические противостояния (ситуация на Ближнем востоке, Запад – РФ, конфликты регионального уровня в Восточной и Центральной Азии и т. п.) вполне могут трансформироваться в финансовые риски. А это, в свою очередь, может стать причиной дальнейшей цепной реакции: системные риски – избыточная волатильность – рецессия.
Сценарий четвертый (умеренно-оптимистический): устойчивое развитие на фоне дальнейшей глобализации мировой финансовой системы
В XXI столетии наблюдается устойчивая тенденция финансового развития глобальной экономики. Существует закономерность: динамика реального сектора экономики уступает в темпах роста финансовым активам и финансовому капиталу.
Мировая финансовая система и далее насыщается финансовыми инструментами и денежными средствами. Причем это не какие-то там «мыльные пузыри», возникающие вследствие фиктивной финансовой капитализации (которая является не чем иным, как побочным эффектом развития), а реальное развитие финансовых институтов.
Кризисные явления 2008–2016 годов несколько затормозили, но не остановили полностью этот процесс. В 2017 г. наблюдался рост монетизации мировой экономики (один из ключевых показателей финансового роста):
Для развитых стран:
-в 2009 году – 75 %;
-в 2017 – 85 %.
Для государств с развивающейся экономикой (включая и РФ):
-в 2009 году – 65 %;
-в 2017 – 70 %.
Показатель роста финансовой глубины будет расти и в 2018-2019 гг. Ожидается дальнейшая активация процессов финансовой глобализации и межгосударственного перемещения финансовых капиталов.
Мне будет приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал!