Найти тему
мастер монограмм

Стиль "барокко" в монограмме

Стиль "барокко" в монограмме - пожалуй самый известный и самый растиражированный. Монограммы в этом стиле мы можем встретить на фасадах европейских дворцов, в вышивке, графике, ювелирном и медальерном искусстве, etc.

-2

Расцвет его можно отнести ко второй половине XVII века - времени правления французского короля Людовика XIV (1643-1715), времени, когда укрепившийся во Франции абсолютизм, с его идеей порядка и уравновешенности породил блистательный "Большой Стиль".

-3

Манифестацией стиля можно смело назвать монограмму Людовика XIV, созданную по эскизам Шарля Лебрена (Charles Le Brun, 1619-1690), главного королевского декоратора, создателя Королевской академии живописи и скульптуры. Удвоенная и отзеркаленная L (инициал Людовика) переплетённая с пальмовыми ветвями и увенчанная короной вот уже более трёхсот лет украшает парадные врата и интерьеры Версаля.

-4

Основные приметы стиля можно обозначить как:

- использование курсивного начертания литер;
- использование курсивного начертания литер;
- удвоение и отзеркаливание всех или нескольких литер, из которых состоит монограмма - для создания устойчивой, симметричной композиции;
- удвоение и отзеркаливание всех или нескольких литер, из которых состоит монограмма - для создания устойчивой, симметричной композиции;
- вписывание композиции в круг (как частный случай, в овал);
- вписывание композиции в круг (как частный случай, в овал);
- частое использование растительных мотивов (деталей) для украшения инициалов, из которых составляется монограмма.
- частое использование растительных мотивов (деталей) для украшения инициалов, из которых составляется монограмма.

Одна из самых красивых и известных монограмм, с помощью которой можно проиллюстрировать логику построения барочной композиции - монограмма Йогана Себастьяна Баха (1685-1750), созданная им самим. Курсивные инициалы JSB, ненавязчиво украшенные изящными растительными мотивами, слегка наклонены, отражены и затем - совмещены в единый вензель, зрительно вписывающийся в круг.

-9

Стиль этот, благодаря авторитету Франции, как законодателя мод, очень быстро распространился по всей Европе и укрепился в декоративно-прикладном искусстве вплоть до конца XVIII века, фактически выйдя за условные рамки эпохи "барокко". Весьма способствовала этому практика издания альбомов с образцами начертания монограмм - как обозначали сами авторы этих альбомов - "для использования художниками, ремесленниками и граверами".

Самые известные авторы этой эпохи - королевские резчики Николас Верьен (Nicolas Verrien) и Шарль Мавлё (Charles Mavelot).

 Николас Верьен (Nicolas Verrien)
Николас Верьен (Nicolas Verrien)

Шарль Мавлё (Charles Mavelot)
Шарль Мавлё (Charles Mavelot)

Оба издали по несколько роскошных альбомов, где содержится полный набор комбинаций двухбуквенных монограмм из всех литер французского алфавита (по две буквы) и большое количество образов трёх- и четырёх-буквенных "шифров".

-12

...

Вообще говоря, рубеж XVII / XVIII вв. вполне можно назвать эпохой первого монограммного "бума". Монограммами украшается всё - фасады зданий, интерьер, утварь, предметы обихода, оружие и книги.

Личная печать с монограммой JGPE, последняя четверть XVIII в.
Личная печать с монограммой JGPE, последняя четверть XVIII в.
Королевский фарфор, Дания.
Королевский фарфор, Дания.

При этом пользуются монограммами не только дворяне и аристократия (вопреки распространённому у нас заблуждению) но и купцы, горожане, ремесленники и даже крестьяне. Монограмма становится фактически предшественником современного "логотипа", "торговой марки" - особую популярность приобретает она у производителей европейского фарфора.

...

Во время царствования Петра Первого (1672-1725), вместе с европейской модой в Россию приходит и монограмма. Считается, что впервые на знамёнах русских полков императорская монограмма в виде отзеркаленной латинской Р появилась в 1712 г.

Царский вензель часто расшифровывают исходя из латинского перевода именования  Петр Первый (Peter Primus), но я считаю такой подход излишне сложным, поскольку традиция той эпохи была именно в использовании литеры-инициала имени монарха, с удвоением и отзеркаливанием - принцип, обозначенный выше как принцип "барочной монограммы". Впрочем, история монограмм российских монархов это  тема для отдельной статьи, и даже не одной.
Царский вензель часто расшифровывают исходя из латинского перевода именования Петр Первый (Peter Primus), но я считаю такой подход излишне сложным, поскольку традиция той эпохи была именно в использовании литеры-инициала имени монарха, с удвоением и отзеркаливанием - принцип, обозначенный выше как принцип "барочной монограммы". Впрочем, история монограмм российских монархов это тема для отдельной статьи, и даже не одной.

В быту, имея в виду дворянский быт - монограмма в России стала распространяться с начала XVIII века, после знаменитого царского путешествия в Европу. Известна монограмма петровского любимца, светлейшего князя Александра Меншикова (1673-1729), составленная из вензеля самого Петра с вплетённой в него буквой М - он использовал ей по крайней мере с 1698 года, со времён вояжа в Англию.

Монограмма Александра Меншикова на карманных часах.
Монограмма Александра Меншикова на карманных часах.
Кованая решётка с монограммой из дворца Меншикова, Санкт-Петербург
Кованая решётка с монограммой из дворца Меншикова, Санкт-Петербург

Барочная форма прижилась в России и использовали её практически до начала царствования Екатерины Великой (1729-1796), то есть до начала 1760-х гг.

Монограмма императрицы Анны Иоанновны на фасаде одного их храмов Санкт-Петербкрга.
Монограмма императрицы Анны Иоанновны на фасаде одного их храмов Санкт-Петербкрга.

Барочные вензеля российских монархов на монетах и полковых гербах
Барочные вензеля российских монархов на монетах и полковых гербах

...

Во второй половине XIX века, когда вновь возник интерес к монограммам и начался второй монограммный "бум", стиль "барокко" ненадолго вернулся, в несколько изменённой форме. В 1865 году во Франции был издан альбом "Монограммы в стиле Людовика XIV" автором которого был Анри Ренуар - геральдист, монограммист, гравёр, брат художника импрессиониста Огюста Ренуара. Здесь был использован всё тот же принцип удвоения-отражения одного из инициалов, но в центр композиции занимала вторая литера-инициал, более "плотная" по массе, и без отражения.

Анри Ренуар и его альбом  "Монограммы в стиле Людовика XIV"
Анри Ренуар и его альбом "Монограммы в стиле Людовика XIV"
Самая известная монограмма, выполненная в этом стиле - это вензель французского императора Наполеона Третьего (состоящий из инициалов LN - Луи Наполеон). Именно поэтому композиции подобного рода чаще всего называют стилем "Второй Империи".
Самая известная монограмма, выполненная в этом стиле - это вензель французского императора Наполеона Третьего (состоящий из инициалов LN - Луи Наполеон). Именно поэтому композиции подобного рода чаще всего называют стилем "Второй Империи".

.......

Сегодня, несмотря очевидный (третий в истории графического дизайна) монограммный "бум", стиль "барокко" не пользуется широким спросом. Это связано, скорее всего, с общим падением уровня образования, когда потенциальный заказчик, не имеющий опыта взаимодействия с монограммой в повседневной жизни, не может легко "прочесть" или "расшифровать" барочную композицию. Впрочем, это касается скорее двух- или трёх-буквенных "шифров", поскольку однобуквенные композиции с удвоением-отражением встречаются довольно часто... Хочется надеяться, однако, что изысканная красота барочных шифров ещё обретёт своих верных поклонников.