Стиль "барокко" в монограмме - пожалуй самый известный и самый растиражированный. Монограммы в этом стиле мы можем встретить на фасадах европейских дворцов, в вышивке, графике, ювелирном и медальерном искусстве, etc.
Расцвет его можно отнести ко второй половине XVII века - времени правления французского короля Людовика XIV (1643-1715), времени, когда укрепившийся во Франции абсолютизм, с его идеей порядка и уравновешенности породил блистательный "Большой Стиль".
Манифестацией стиля можно смело назвать монограмму Людовика XIV, созданную по эскизам Шарля Лебрена (Charles Le Brun, 1619-1690), главного королевского декоратора, создателя Королевской академии живописи и скульптуры. Удвоенная и отзеркаленная L (инициал Людовика) переплетённая с пальмовыми ветвями и увенчанная короной вот уже более трёхсот лет украшает парадные врата и интерьеры Версаля.
Основные приметы стиля можно обозначить как:
Одна из самых красивых и известных монограмм, с помощью которой можно проиллюстрировать логику построения барочной композиции - монограмма Йогана Себастьяна Баха (1685-1750), созданная им самим. Курсивные инициалы JSB, ненавязчиво украшенные изящными растительными мотивами, слегка наклонены, отражены и затем - совмещены в единый вензель, зрительно вписывающийся в круг.
Стиль этот, благодаря авторитету Франции, как законодателя мод, очень быстро распространился по всей Европе и укрепился в декоративно-прикладном искусстве вплоть до конца XVIII века, фактически выйдя за условные рамки эпохи "барокко". Весьма способствовала этому практика издания альбомов с образцами начертания монограмм - как обозначали сами авторы этих альбомов - "для использования художниками, ремесленниками и граверами".
Самые известные авторы этой эпохи - королевские резчики Николас Верьен (Nicolas Verrien) и Шарль Мавлё (Charles Mavelot).
Оба издали по несколько роскошных альбомов, где содержится полный набор комбинаций двухбуквенных монограмм из всех литер французского алфавита (по две буквы) и большое количество образов трёх- и четырёх-буквенных "шифров".
...
Вообще говоря, рубеж XVII / XVIII вв. вполне можно назвать эпохой первого монограммного "бума". Монограммами украшается всё - фасады зданий, интерьер, утварь, предметы обихода, оружие и книги.
При этом пользуются монограммами не только дворяне и аристократия (вопреки распространённому у нас заблуждению) но и купцы, горожане, ремесленники и даже крестьяне. Монограмма становится фактически предшественником современного "логотипа", "торговой марки" - особую популярность приобретает она у производителей европейского фарфора.
...
Во время царствования Петра Первого (1672-1725), вместе с европейской модой в Россию приходит и монограмма. Считается, что впервые на знамёнах русских полков императорская монограмма в виде отзеркаленной латинской Р появилась в 1712 г.
В быту, имея в виду дворянский быт - монограмма в России стала распространяться с начала XVIII века, после знаменитого царского путешествия в Европу. Известна монограмма петровского любимца, светлейшего князя Александра Меншикова (1673-1729), составленная из вензеля самого Петра с вплетённой в него буквой М - он использовал ей по крайней мере с 1698 года, со времён вояжа в Англию.
Барочная форма прижилась в России и использовали её практически до начала царствования Екатерины Великой (1729-1796), то есть до начала 1760-х гг.
...
Во второй половине XIX века, когда вновь возник интерес к монограммам и начался второй монограммный "бум", стиль "барокко" ненадолго вернулся, в несколько изменённой форме. В 1865 году во Франции был издан альбом "Монограммы в стиле Людовика XIV" автором которого был Анри Ренуар - геральдист, монограммист, гравёр, брат художника импрессиониста Огюста Ренуара. Здесь был использован всё тот же принцип удвоения-отражения одного из инициалов, но в центр композиции занимала вторая литера-инициал, более "плотная" по массе, и без отражения.
.......
Сегодня, несмотря очевидный (третий в истории графического дизайна) монограммный "бум", стиль "барокко" не пользуется широким спросом. Это связано, скорее всего, с общим падением уровня образования, когда потенциальный заказчик, не имеющий опыта взаимодействия с монограммой в повседневной жизни, не может легко "прочесть" или "расшифровать" барочную композицию. Впрочем, это касается скорее двух- или трёх-буквенных "шифров", поскольку однобуквенные композиции с удвоением-отражением встречаются довольно часто... Хочется надеяться, однако, что изысканная красота барочных шифров ещё обретёт своих верных поклонников.