Хочу поделиться опытом нивелировки рельсовых путей козлового крана, но немного отвлекусь от главной темы. Может быть Вы помните из предыдущей темы об измерении пролёта рельсового пути мостового крана, где я вспоминал геодезиста Алексея Ниловича Прекрасного. Фамилия эта ему соответствовала. Человек он был одарённый с холодной головой и горячим сердцем. Легко брался за любое дело и находил решение вопроса в непростых ситуациях.
Исходил немало троп, проложил немало трасс, в том числе трасс железных дорог по глухой тайге. Побывал в Арктике и на Камчатке. Создал множество нужных устройств, за что неоднократно награждался благодарностями и грамотами, сам Министр один раз дал ему ПРЕМИЮ. А по достижении пенсионного возраста под громкие аплодисменты работников отдела ему вручили медаль «Ветеран труда». Одним из личных достижений он считал создание парусника под названием «Триумф». Три года вместе с друзьями они создавали этот корабль своими головами и руками. Чертили, варили, строгали, красили и, наконец, спустили на воду. Корабль, он - на картинке, кроме парусов имел два бензиновых двигателя на случай выхода в море в безветренную погоду и для причаливания к пирсу. Хотели вместо двигателей, работающих на бензине, использовать солнечную энергию, только договориться с Ярилом не смогли. Но ФИПС оценил заслуги друзей и выдал ПАТЕНТ на изобретение. Спустя несколько лет, команда устала бороться за выживание корабля, мачты кто-то срезал в угоду приёмщикам вторсырья и корабль остался памятником в сердце Алексея Ниловича. А самого его определили выполнять геодезические съёмки окрестной местности и рельсовых путей различных кранов.
И здесь Нилыч тоже проявил себя. Как-то пошли они с Механиком нивелировать рельсовый путь козлового крана. Разгрузочная площадка в пролёте между рельсами оказалась так завалена различными трубами, металлоломом и горами ещё неубранного снега, что измерить величину пролёта привычным способом оказалось невозможно. Пришлось воспользоваться тахеометром и призмами, которые устанавливались на кронштейнах, прикреплённых к рельсам.
Измерение координат точек в горизонтальной и вертикальной плоскостях производили следующим образом. Тахеометр устанавливают в положение Т1 в пролёте рельсового пути так, чтобы в зоне его видимости находилось несколько точек n1 …nk и ń1 …ńk, расположенных на обеих рельсовых нитях и производят измерение координат этих точек.
После проведения измерений из первоначального положения тахеометр переустанавливают в новое положение Т2. Из этого положения тахеометра вновь определяют координаты последних видимых точек nk и ńk и по ним определяют координаты нового положения тахеометра. Затем призмы вместе с кронштейнами последовательно закрепляют в точках nk+1…nm и ńk+1…ńm+1, расположенных вдоль рельсовых нитей, производят измерение их координат, обработку результатов измерений и определяют фактическое планово-высотное положение рельсового пути. Вот и весь сказ. Применение разработанного способа позволяет повысить точность измерения параметров планово-высотного положения рельсового пути в зонах пролёта, недоступных для измерения параметров оптическими и механическими средствами измерения.