Найти в Дзене
Механик

Измерение пролёта рельсового пути мостового крана

Алексей Нилович Прекрасный был единственным геодезистом в архитектурно-строительном отделе нашего предприятия. У него не было даже помощника – носильщика и установщика масштабной рейки. Да он об этом никогда и не жалел, так как заказчики геодезических работ сами её таскали и устанавливали по указке Алексея Ниловича. Дошла очередь и до меня, поскольку появилась необходимость выполнить планово-высотную съёмку рельсового пути мостового крана в одном из цехов предприятия. Пришли в цех. Повесили рейку на крюк крана, а чтобы она не качалась при проведении съёмки, привязали ко второму концу медную двухмиллиметровую проволоку, которую я нацепил на руку, чтобы удерживать её от качки. Нилыч установил на полу цеха треногу, на которой закрепил свой нивелир. Съёмка началась. Кран перемещает рейку вдоль одной ветви рельсового пути, останавливается возле колонны, на которой стоит подкрановая балка, я, стоя на полу, укрощаю шатание рейки, Нилыч делает отметку высотного положения рельса. На пути следования от колонны к колонне, между которыми расстояние 6 м, препятствий нет. Съёмка первой нити завершена.

Переходим ко второй нити. И здесь, уже в самом её конце, происходит задержка. На пути - препятствие – сварочная кабина, которую обойти нельзя. Забираюсь на крышу и … проваливаюсь головой вниз (листы железа, лежащие на ней, оказалось не были закреплены, потом это исправили). Проволока врезается в ладонь, спасая меня от дальнейшего падения и предотвращая удар о свариваемую коническую деталь, стоящую носком вверх. Меня подхватывает сварщик Степан. Нилыч охает и прекращает съёмку.

Очухавшись говорю:

-Ну, Алексей Нилович, давай теперь залезем на кран и измерим величину пролёта.

- Нет. Я боюсь высоты. Это же ОПАСНО. Перед выходом на съёмку я прочитал в РДшке, что пролёт надо измерять металлической рулеткой, натягивая её усилием 10 кг. Одно дело протянуть рулетку между нитями рельс, это можно сделать, пройдя по мосту крана, а другое – натянуть с усилием. Ты можешь просто меня стянуть вниз с 20 метровой высоты, а мне ещё жить хочется, семью кормить надо.

- Хорошо. Давай покумекаем, может что и придумаем.

Придумали УСТРОЙСТВО, которое позволяет определить величину пролёта ЛАЗЕРНЫМ ДАЛЬНОМЕРОМ.

-2

Устройство включает лазерный дальномер 1 и мишень 2, которые закреплены на кронштейнах 6 и 9, установленных на противоположных рельсах 8 и 11 кранового пути. Кронштейны выполнены П-образной формы, расстояние между их вертикальными щеками превышает ширину головки рельса и в зависимости от типа рельса выбирается равным от 70 до 160 мм. Каждый кронштейн снабжен фиксатором положения, выполненным в виде Г-образного прижима к головке рельса и болта, ввернутого в одну из щёк и взаимодействующего с вертикальной стенкой прижима. Лазерный дальномер снабжен устройством наведения на мишень, которое закреплено на горизонтальной полке одного кронштейна. Мишень закреплена вертикально на щеке другого кронштейна. Устройство для наведения лазерного дальномера на мишень и кронштейн крепления мишени снабжены уровнями, в двух взаимно перпендикулярных направлениях вдоль и поперек рельсов.

Устройство позволяет повысить точность измерения пролёта рельсового пути и обеспечивает безопасность проведения работ на высоте.

Вам понравилась статья, подписывайтесь и не забудьте оставить свой лайк. Далее будет ещё интересней.