Что такое профориентационная практика и как она устроена в «Золотом сечении»? Рассказывает руководитель нашей профориентационной программы Наталья Белова.
Если современная школа хочет оставаться эффективной образовательной средой, она должна ставить перед своими учениками актуальные цели, особенно в старших классах. Учебный процесс не может строиться вокруг того, как ученикам удачно сдать ЕГЭ. Школа должна стать открытой системой, которая будет привлекать внешние ресурсы дополнительно к внутренним.
Один из таких ресурсов – площадки для профориентации школьников. Они позволяют вывести учебный процесс за рамки школы и помочь ученикам реализовать свой потенциал в образовательном пространстве всего города.
С советских времен летняя практика ассоциируется у нас с покраской забора или работой в школьном огороде. Но сегодня, используя ресурсы партнёров, мы можем организовать самые разные варианты практики и подобрать те, что лучше всего подойдут для самоопределения каждого конкретного ученика.
В «Золотом сечении» программа профориентационной практики действует уже 12 лет и за это время неоднократно менялась. Сейчас это обязательная часть индивидуального плана обучения каждого ученика 9 и 10 классов. В рамках практики ученик в июне, после экзаменов, выходит на место работы в одну из партнёрских компаний. В 9 классе практика длится семь дней, в 10 классе – десять.
Но как бы наша профориентационная программа ни менялась, одно остаётся неизменным: её цель – помочь учащимся проверить гипотезу о будущей профессии.
Никто не может с уверенностью сказать, каким будет рынок труда даже через пять-десять лет. Некоторые привычные профессии отмирают, другие трансформируются под влиянием технологий, к тому же постоянно возникают новые профессии. Мы не можем указать ученику, кем конкретно ему стать. Но мы можем помочь ему осознать, каковы вызовы современного мира, какие компетенции и личностные качества нужно развивать, чтобы быть востребованным на постоянно изменяющемся рынке труда.
Именно для этого и необходима профориентация. Она помогает ученику:
- узнать больше об интересной профессии, что может в дальнейшем отразиться на выборе вуза и карьеры;
- закрепить на практике знания, умения и навыки, полученные в школе;
- сформировать важные компетенции, такие как дисциплинированность, коммуникативность, адаптивность, осознанность, ответственность;
- реализовать свой проект в реальных условиях – в том случае, если место практики непосредственно связано с проектной работой ученика.
При организации практики нужно учитывать, что случай каждого ученика индивидуален. Конечно, идеальный ученик способен осознанно составлять индивидуальный учебный план, выбирать себе направление обучения, спецкурсы и место прохождения практики. Но степень вовлечённости в учебный процесс у разных школьников разная, поэтому многим нужна дополнительная мотивация или помощь в принятии решений.
Ученику нужно помочь осознать основания своего выбора – для этого на протяжении всего предыдущего обучения в школе развивается культура выбора. Также школьникам может понадобиться помощь в том, чтобы спланировать свою деятельность, оценить собственные силы, определить адекватные дедлайны. Главное, что итоговый выбор всегда должен совершать сам учащийся. Это принципиальная позиция школы.
Итак, практика – это не только непосредственно выход на рабочее место. Выбор профессиональной области, определение с местом практики, подготовка – всё это часть профориентационного процесса.
Вот какие этапы включает практика, которую проходят учащиеся нашей школы.
Подготовка к практике (ноябрь-февраль)
Главное на этом этапе – определение своих интересов, целей и ценностей, формирование собственной жизненной стратегии. Подростку нужно определиться с тем, чем для него может быть полезен выход на практику и к чему он стремится в долгосрочной перспективе. Нам важно, чтобы ученик воспринимал себя как целостную личность и делал выбор исходя из своих личностных качеств, а не из чужих желаний.
Школа помогает ученикам сделать осознанный выбор с помощью профориентационных тестирований, интервью с тьютором и психологом. В конце подготовительного этапа ученик определяет для себя одну или несколько областей профессиональных интересов и строит гипотезу: в какой профессиональной области он хотел бы поработать и почему?
Определение места практики (весна)
На этом этапе определяется конкретное место прохождения практики. Ученик действует по схеме: резюме – мотивационное письмо – собеседование.
Резюме практиканта
Резюме не только позволяет подростку презентовать себя работодателю, но и способствует самоосознанию: составляя резюме, ученик пытается увидеть себя со стороны, зафиксировать свои успехи, достижения и сильные стороны. Затем резюме обсуждается с тьютором – поддержка взрослого очень важна, поскольку зачастую представления ученика о своих способностях и навыках бывает завышенным или заниженным.
В 10 классе подросток дополняет резюме новыми достижениями, описывает знания и практические навыки, полученные на спецкурсах. Это позволяет ученику ясно оценить, как он изменился и чему научился всего лишь за год.
Мотивационное письмо
Если при составлении резюме ученик описывает исключительно себя, то в мотивационном письме ему нужно соотнести это с интересующей профессиональной областью и компанией, в которой он будет проходить практику.
В письме ученик размышляет над тем, каким он видит время своей практики: чем он будет заниматься, что хочет освоить, чего достичь. Мы стремимся к тому, чтобы школьник рассматривал практику как отличную возможность проявить себя, а не готовился к тому, что будет там только послушно выполнял задания.
Собеседование
Теперь ученику предстоит презентовать себя в реальном разговоре. Собеседование может происходить как вживую, так и онлайн.
Для того, чтобы собеседование прошло эффективно, важно заранее обсудить с работодателем модель разговора: какие вопросы работодатель будет задавать, как будет действовать, если ученик окажется недостаточно подготовленным к дискуссии. Ситуации бывают разные: есть активные ученики, которые отлично подготовились к собеседованию и сами задают работодателю вопросы; есть те, кто плохо понимает смысл будущей профессии или за кого выбор сделали родители; а кто-то идет на практику, чтобы впервые соприкоснуться с выбранным направлением. Опыт показывает, что чем лучше к собеседованию подготовлен работодатель, тем продуктивнее встреча и сама практика.
Также важно, чтобы работодатель объяснил ученику, что того ждёт на практике. Часто ребята, которые приходят на место практики, стесняются задавать вопросы и боятся, что мешают взрослым. Их нужно заранее подготовить к тому, как действовать в новой для себя обстановке.
Практика (июнь)
Как мы уже говорили, период практики занимает от семи до десяти дней. Ежедневно ученик обсуждает со своим непосредственным руководителем итоги рабочего дня. Это помогает практиканту на примере каждой конкретной задачи определить, что получилось сделать, что нужно доработать, к каким типам задач нужно найти другой подход. По итогам этих разговоров практикант и работодатель определяют задачи на следующий день. Всё это ученик фиксирует в своём дневнике.
Также во время практики практикант обсуждает свои успехи со школьным тьютором. Тьютор помогает подростку определиться со своим отношением к практике, осознать её как ещё один шаг на пути саморазвития. Общение с тьютором проходит в разных форматах: индивидуальный разговор по телефону/скайпу; личные встречи раз в три дня; общий чат тьюторской группы.
Обсуждение итогов
По завершении практики проводится итоговая рефлексия. Она состоит из трёх частей: рефлексия с работодателем; рефлексия в группе по сходному типу практики; общая рефлексия школьного центра.
В процессе рефлексии каждому ученику предстоит ответить на следующие вопросы:
- Что случилось со мной в процессе летней практики?
- Какие процессы в практике стали моим опытом?
- Как и где я планирую использовать этот опыт?
- К каким выводам я пришел/пришла?
Итоговая рефлексия необходима, если мы хотим, чтобы практика была для наших учеников максимально эффективной. Им нужно осознать практику как собственный индивидуальный опыт, ассимилировать его, представив как ещё один шаг по личной траектории их образования и саморазвития.
При должной организации процесс профориентации, где всё по-настоящему, где всё зависит от личной заинтересованности и активности ученика, позволяет подростку почувствовать собственную значимость и компетентность. Практика в реальных условиях, обучение у специалистов своего дела – это то, что помогает подростку осознать, что ждёт его в жизни после старших классов.
В конечном итоге, в этом и состоит одна из важнейших задач школы – мы должны стремиться к тому, чтобы у наших выпускников было осознанное и ответственное отношение к собственной жизни.
Примечание. Партнёры «Золотого сечения» по программе профориентации
Вот лишь некоторые площадки, предоставленные как родителями наших воспитанников, так и нашими партнёрами, на которых учащиеся смогли получить профессиональный опыт:
- фабрика Ahmad;
- музей А. С. Пушкина;
- кафедра экологии РАН;
- кафедра океанологии МГУ;
- НИИ Микробиологии;
- центр психологического консультирования;
- «Старая аптека»;
- коллегия адвокатов Павла Астахова;
- телеканалы «СТС», «Россия 1», «Первый», «Бобер», «Дождь»;
- радиостанция «Эхо Москвы»;
- журнал «Собеседник»;
- МГТУ им. Баумана;
- сеть магазинов Bosco di Ciliegi;
- архитектурные агентства АВD и «Господин оформитель»;
- театры Марка Розовского и Стаса Намина, «Театр Луны», «Гоголь-центр»;
- «Лукойл»;
- рекламное агентство Strong;
- «Московский кредитный банк» и др.