Какой-то инвестор:
Это как выдать дочь в 18-веке за состоятельного молодого человека. Много мороки, тьма маркетинга, уйма светских вечеров и "презентаций". А также постоянно меняющаяся экономическая обстановка.
Что такое IPO?
IPO (Initial Public Offering) - процесс предложения ценных бумаг частной компании для продажи широкой публике.
Процесс IPO очень сложен для компании, крайне важно основательно к нему подойти.
После листинга на бирже компания будет обязана публиковать как позитивные, так и негативные новости, оказывающие на нее влияние, за успехом компании на рынке будут наблюдать все экономические агенты, а динамика акций компании будет служить прямым отражением мнения инвесторов об эмитенте (если все супер и показатели растут, инвесторы bullish, но чуть только появляются признаки турбулентности, сразу sell).
Цели IPO?
Здесь стоит упомянуть об одном важном моменте.
Кто продает акции компании? Это эмиссия самой компании (то есть размываются доли текущих акционеров. Называется cash-in), или же акционер продает свою долю на публичном рынке (cash-out)?
В чем разница? В том, кто получит деньги от IPO. Это будет сама компания или же деньги получит акционер? Если же акционер, то у возможных инвесторов возникает вопрос: почему акционер продает свою долю? Верит ли он в бизнес компании, не обладает ли он информацией, которой не располагают инвесторы? Возможно, что инвестор просто захотел конвертировать часть своих акций в деньги для личных целей.
Преимущества выхода на биржу:
1) Приток новых денежных средств для целей будущего развития (в случае эмиссии акций самой компанией)
2) Увеличение рыночной стоимости компании
В большинстве случаев оценка публичных компаний по финансовым мультипликаторам (P/E, EV/EBITDA, P/B - Price to Book Value) выше их частных конкурентов из-за ликвидности акций, наличия информации в публичном доступе и возможности легко определить рыночную стоимость
Логика достаточно примитивна. Что проще продать: один ресторан или акции McDonald's, у которого и цена акции в каждый момент времени известна, и финансовые показатели в публичном доступе?
3) Цели M&A (Слияния и поглощения)
После вывода на биржу акции, находящиеся в свободном обращении на рынке ценных бумаг, могут использоваться как своего рода валюта для приобретения других компаний.
Вы мне 100% акций вашей компании, я вам 20% своих и никаких прямых денежных затрат.
4) Улучшение имиджа компании
В случае успеха компания может приобрести более широкую известность на рынке, обеспечить узнаваемость бренда и повысить уровень доверия к компании, что, безусловно, хорошо для динамики акций.
5) Мотивация ключевых сотрудников
Компания может способствовать росту мотивации сотрудников, выплачивая бонусы в виде акций (сотрудники хорошо работают, акции компании растут, акции сотрудников также растут, сотрудники богатеют, все в плюсе :)) Детальнее можно ознакомиться здесь.
Шаги IPO?
1) Предварительный маркетинг
Основной формой осуществления предварительного маркетинга является проведение встреч менеджмента эмитента с инвесторами в рамках роудшоу (роудшоу - встреча с потенциальными инвесторами) без обсуждения возможного IPO (Non-deal roadshow). Встречи данного характера обычно проводятся за 1–6 месяцев до IPO.
Андеррайтеры от лица эмитента (андеррайтеры - sell-side банки, оказывающие услуги по преподписке. Проще говоря, помогают создать рынок и предоставляют некоторые платные гарантии. Детальнее можно ознакомиться здесь) могут установить диалог с тремя-пятью наиболее заинтересованными инвесторами за несколько недель до запуска сделки, чтобы обсудить возможное участие в сделке более детально. Данные инвесторы в случае участия в IPO обычно, в рамках поощрения, получают привилегии при аллокации акций (если спрос на акции большой, то заявка таких инвесторов будет исполнена практически в полной мере).
2) Маркетинг аналитиками андеррайтеров после формального объявления намерения о проведении сделки.
В рамках роудшоу аналитики андеррайтеров проводят ряд встреч и конференц-звонков с группой ключевых инвесторов для ознакомления с инвестиционной историей эмитента.
В день публикации аналитических отчетов аналитик каждого андеррайтера проводит брифинг для своих коллег – специалистов по продаже акций.
В то время как инвесторы изучают аналитический отчет и встречаются с аналитиками, специалисты инвестиционно-банковского департамента андеррайтеров проводят подготовку менеджмента эмитента к роудшоу, в рамках чего осуществляется серия репетиций презентации менеджмента.
Если структура сделки предполагает предложение акций розничным инвесторам – физическим лицам, то могут реализовываться специальные маркетинговые мероприятия, нацеленные на привлечение спроса со стороны этих инвесторов.
3) Завершающий этап маркетинга IPO, в рамках которого публикуется информационный меморандум, проводится роудшоу менеджмента и осуществляется построение книги заявок.
Ключевые города для проведения роудшоу менеджмента компании:
В заключительный день роудшоу андеррайтеры проводят с менеджментом эмитента встречу с целью определения финальной цены размещения, которая устанавливается на основании результатов букбилдинга (букбилдинг - сбор заявок потенциальных инвесторов. Детальнее можно ознакомиться здесь)
Пресс-релиз компании является официальным подтверждением инвесторам того, что компания установила финальную цену IPO и размещение успешно завершено. Помимо финальной цены пресс-релиз содержит детальную информацию о размещении. После публикации пресс-релиза о результатах IPO инвесторам, которые приобрели акции в ходе размещения, рассылается финальный информационный меморандум (300-500 страниц. Пример проспекта Тинькофф банка), в котором указываются итоговая цена размещения, количество проданных акций, сумма привлеченных средств.
И в качестве вишенки на торте. Эмитент может воспользоваться услугами greenshoe опциона (см. детальнее здесь), по которому согласно договору банк-андеррайтер обязуется поддерживать цену акции на определенном уровне в пределах небольшого промежутка времени (как правило, 1-2 месяца), для обеспечения большего комфорта инвесторов.
Жизнь после IPO?
После IPO жизнь компании не заканчивается, а только начинается. Встает необходимость выполнять ряд задач, относящихся, как правило, лишь к публичным компаниям.
СМИ и поддержание имиджа:
- построение основных каналов работы с наиболее авторитетными (и нужными) российскими и международными СМИ;
- создание налаженной системы правильного и позитивного освещения деятельности компании и истории ее акционерного капитала в ключевых СМИ.
Рынок и работа с прогнозами:
- представление компании sell-side аналитикам и формирование диалога с ними (включая тех, которые будут наиболее активны в период IPO);
- презентация компании инвесторам на групповых встречах и встречах один на один с целью формирования представления о компании у инвесторов до встреч в рамках роудшоу.
Инфраструктура для работы с инвесторами:
- собственное IR-подразделение создано и полноценно работает;
- прозрачная и эффективная политика раскрытия информации
- основные информационные материалы, включая интернет-сайт
IPO российских компаний в 2017 году
Февраль: Фосагро - 15 млрд. руб.
Февраль: ТМК - 10.4 млрд. руб
Февраль: Детский мир - 21.1 млрд. руб.
Июнь: Полюс - $800 млн.
Июль: М.Видео - 17.9 млрд. руб.
Сентябрь: ММК - $223 млн.
Ноябрь: EN+ - $1.5 млрд.
В целом на рынке превалируют достаточно пессимистичные настроения по поводу IPO. В силу роста регулирования мировой финансовой системы эта процедура впредь не представляется столь простой, какой она была еще 20 лет назад: необходимо пройти достаточно сложные процедуры по соответствию различным регулирующим органам, выполнять строгие нормы IFRS или GAAP и т.д. Как одной из причин бума рынка ICO (Initial Coin Offering) как раз выделяют чрезмерное регулирование рынков ECM/DCM (Equity/Debt capital markets).
Автор: Astute Investments
Подписывайтесь на наши каналы:
Основной канал — InvestHeroes
Трейдинг в лайве — InvestHeroes:Live
Наш MEDIUM — InvestHeroes
VKONTAKTE — InvestHeroes Community
FACEBOOK — InvestHeroes Community
Наши инвест обзоры смотрите здесь