Найти тему
Финансовая газета

Государство сокращает заказы на строительство?

Закупки госкомпаний в строительной сфере сократились на треть, но количество контрактов, заключенных по 44 закону растет. Это майский указ или отказ подрядчиков?

Власти все более ужесточают требования к подрядчикам по государственным контрактам. Средняя цена одного соглашения при этом снижается. В таких условиях предпринимателям не выгодно брать заказы государства.

За первую половину нынешнего года общая сумма государственных контрактов в строительном секторе снизилась на 16% по отношению к такому же периоду прошлого года и составила 1,83 трлн руб. Об этом говорится в докладе Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК).

Вместе с тем отмечается рост на 6% количества заключенных договоров с одновременным снижением их средней цены на 20% до 34 млн руб. Генеральный директор РАСК Николай Алексеенко объясняет это выправлением прошлогодних показателей.

Напомним, что в 2017 году государственные и муниципальные предприятия перешли под действие закона 44-ФЗ, поэтому, на наш взгляд, и наблюдается такой рост объемов госконтрактов в этом году. Федеральная антимонопольная служба не задает лишних вопросов по договорам в рамках этого закона. Значит, и работать проще.

Увеличение общего объема строительных госконтрактов в прошлом году с сокращением их количества и, как следствие, ростом стоимости можно объяснить тем, что в системе госзакупок заказчики стали объединять несколько заданий в одну заявку. Например, исследование, проектирование и строительство становились одним лотом.

Представленные РАСК цифры показывают снижение госзаказа в первую очередь из-за ослабления активности компаний с участием государства. Объем закупок с их стороны в строительном сегменте за первое полугодие снизился почти на треть и потянул за собой весь рынок госзакупок.

Общая сумма договоров, заключенных по закону 223-ФЗ с января по июль этого года уменьшилась по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 32% до 940 млрд руб. Их количество – на 17% до почти 30 тыс. Таким образом, стоимость одного договора относительно прошлого года снизилась до 38,1 млн руб.

Сокращение объемов строительных госзакупок в рамках 223-ФЗ может объясняться тем, что с 1 января внутрикорпоративные соглашения (например, между «дочкой» и головной компанией) не подпадают под действие этого закона и, соответственно, не входят в статистику.

В то же время государственное финансирование соглашений, которые заключались по закону 44-ФЗ, напротив увеличилось на 12% до 890 млрд руб. с одновременным увеличением их числа более чем на четверть до 33,7 тыс. Получается, что средняя цена одного контракта по отношению к аналогичному прошлогоднему периоду сократилась на 11% и составила почти 21 млн руб.

В целом по 223 закону в строительном секторе доля госконтрактов еще в 2016 году составляла меньше 73% от всего объема госзаказа по строительству. В прошлом году этот показатель был уже на уровне менее 63%. В этом году – чуть более 51%. Тенденция отказа от 223 закона налицо.

Скорее всего, прямое финансирование госконтрактов в строительстве в будущем будет увеличиваться. Только в плане Минэкономики по развитию транспортной инфраструктуры заложено строительство и реконструкция 690 объектов на сумму почти в 7 трлн руб., 3 трлн из которых будут выделены из госбюджета.