(2018, Франция)
Пока звезде «Такси 1-4» Сами Насери, если верить новостям культуры, били морду в российских караоке-барах, Люк Бессон (он тут, напомню, сценарист и главный продюсер) выпустил-таки после 11-летнего перерыва пятую серию этой своей франшизы. Вот только на сей раз без Сами Насери, Фредерика Дифенталя, Эммы Сьоберг и Марион Котийяр... хотя последней вроде бы не было уже и в «Такси 4». Из всех участников предыдущих таксопобоищ в новую часть перекочевали лишь Бернар Фарси (энергично-туповатый начальник полиции Жибер) и Эдуард Монтут (чернокожий жандарм, приятель главного героя). А все остальные актеры были обновлены, включая режиссера, которым нынче стал некий Франк Гастамбид, известный нам по фильмам... впрочем, сомневаюсь, что о двух его предыдущих фильмах кто-то хоть что-то помнит.
Однако, при взгляде на титры выясняется еще один нескромный факт - и режиссер, и исполнитель главной роли в «Такси 5» представляют собой одно и то же лицо! Причем лицо это подозрительно смахивает на мелкопошибную копию Вина Дизеля, и Гастамбид не только не скрывает это сходство, но и явно выставляет его напоказ. Что выглядит забавно, но не более. Куда больше удручает тот факт, что актер из него так себе. Нет у него того наивно-недотепистого обаяния, с каким играл свою роль Дифенталь, на смену которому он пришел. Да и прочего обаяния у Франка, если честно, кот наплакал.
Не хочу сказать, что Гастамбид бездарен, поскольку так-то играет он вполне сносно. Вот только нет в нём ни единой изюминки, благодаря которой он хоть чем-то запомнился бы зрителю. Как и его экранный напарник Малик Бенталха, взятый на замену Сами Насери. Его герой такой же болтун и любитель поддать газку, но что в нем настолько уж уникального? Обычный таксист-араб, которых в Европе тысячи, тогда как у Насери и лицо было своеобразное, и мимика, и ужимки. Да и сам жизненный опыт этого актера-уголовника, чья криминальная биография выглядит куда богаче, чем артистическая, хорошо работал на его хулиганский образ и манеру держаться перед камерой... А теперь попробуйте вспомнить лица Гастамбида и Бенталха уже через день-другой после просмотра «Такси 5» и вы поймете, о чем я веду речь.
Имя Люка Бессона в титрах вроде бы гарантировало, что по качеству эта серия его Таксиады будет как минимум на уровне последней. Вышло, однако, ни шатко ни валко. Кино по-прежнему сработано технично, спору нет. Но, как и лица его главных героев, оно тоже практически ничем не запоминается. Разве что нарочито карикатурными второстепенными персонажами да традиционно орущим Жибером - бывшим жандармским комиссаром, а ныне мэром Марселя. А вот то, что в «Такси» всегда было самой мякоткой - гоночные сцены, - поставлены совершенно безыдейно. Вроде бы и машинки в фильме носятся всё ещё ураганно быстро, и бьются они так же часто, но вместо того, чтобы поднапрячь мозги и выдумать по-настоящему оригинальные трюки и ситуации, Гастамбид зачем-то по второму разу переснимает сцены из предыдущих серий. Причем с минимальными отличиями и без какой-либо фантазии, а порой не стесняясь даже откровенного заимствования.
Ну и отдельное спасибо Франку за блевотно-фекальный в буквальном смысле слова юмор, без которого фильмы его предшественников Пиреса и Кравчика умудрялись каким-то чудом обходиться. Так что если раньше укачанных в гонке пассажиров бешеного такси культурно тошнило в пакетик, то Гастамбид без зазрения совести разбрызгивает по вашему экрану целые фонтаны из блевотины и дерьма, полагая, что только физиологической грязи вам в «Такси» и не хватало. Но самое удивительное даже не это, а то, что Люк Бессон позволил режиссеру-новичку так безобразничать перед давними поклонниками своего киносериала, коему нынче исполняется уже двадцать лет. Не верится, что именно Бессон прописывал эти детали в сценарии. Как не верится и в то, что он одобрил это непотребство, когда смотрел картину на стадии ее производства. Тем не менее Франку удалось незаметно спустить штаны и таким вот образом ему нагадить. И теперь мы вынуждены смотреть на результат полёта фекалий... пардон - фантазий Гастамбида и гадать, во что же он превратит «Такси 6», если Бессон даст-таки бабло и добро на его производство.
***
В общем, пока еще узнаваемая, но, увы, иссякшая в плане интересных идей, часть знаменитой кинофраншизы. «Такси 5» пролетает перед глазами подобно видеоклипу - одному из сотен похожих друг на друга клипов, которыми забиты сегодняшние музыкальные телеканалы, - и откладывается в памяти не больше, чем на пару суток. Увы и ах, но ничего не попишешь - велика досада! А особенно для тех верных поклонников «Такси», которые ждали эту серию аж с 2007 года.
(К сведению подписчиков и других регулярных читателей этого канала! В связи с тотальной занятостью автора в течение всей следующей недели новых обзоров на канале не будет. Теперь мы встретимся с вами ориентировочно только 19-20 августа. Приношу свои извинения и благодарю всех вас за внимание и понимание!)