Найти тему
БИЗНЕС Online

Доведут ли США нас до дефолта? Что ждет рубль?

На этой неделе госдеп США объявил о новом пакете санкций в отношении России, также стали известны подробности драконовских санкционных мер, которые предлагают американские конгрессмены. Все это вызвало серьезное падение курса рубля. Существует ли какой-то предел для санкций, которые будут вводиться против России? И что ждет рубль? Посоветовали бы вы переводить сбережения в валюту? «БИЗНЕС Online» отвечают Михаил Хазин, Валентин Катасонов, Михаил Делягин и другие.

«ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ САНКЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ТРАМПА»

Валентин Катасонов — экономист, руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:

— Ну что значит до дефолта? Понимаете, сейчас идет самая настоящая война. И на войне нет понятия дефолта, там есть другое понятие: ты проиграл, тебя победили, тебя растоптали. Дефолт все-таки используется в относительно мирных и стабильных условиях. Поэтому, с моей точки зрения, мы должны прежде всего объявить мораторий на выплату всех внешних долгов. Именно потому, что Соединенные Штаты и их ближайшие союзники не дают возможности это сделать. Необходима кардинальная перестройка вообще всего — мышления, действия. Поэтому слова типа «дефолт» здесь совершенно не годятся. По поводу предела санкций... Какой предел? На войне бьют до тех пор, пока не уничтожат. Когда говорят о пределах, имеют в виду рамки какого-то международного права, а их уже давно нет. Поэтому на войне как на войне — бьют противника, пока он не будет уничтожен. Так что здесь совершенно другие понятия. А вы по инерции продолжаете задавать вопрос, как будто мы в спокойном, благопристойном мире...

И какая валюта в условиях войны? Рубль — это просто перекрашенный доллар. Фактически мы пользуемся валютой военного противника. Другое дело, что у нас неадекватная власть и валюта не наша. Поэтому первое, что необходимо, — это чтобы у руля государства встали люди, которые понимают, что такое национальные интересы. Нужен рубль, который действительно является национальной валютой. Вы же понимаете, что рубль попадает в обращение в результате того, что его Центральный банк меняет на эти самые зеленые бумажки. Их покупают на валютном рынке, в результате мы пользуемся этими перекрашенными долларами. Так что здесь нужна другая денежная система, другая модель. ЦБ России до сих пор работает не на российскую экономику, а против нее.

Михаил Хазин — экономист:

— Дефолт-то из-за чего должен быть? Дефолт — это невозможность обеспечивать свои обязательства. У нас обязательства в рублях. В рублях мы их можем напечатать сколько угодно, в валюте есть запрос валюты, тем более у нас профицитный бюджет. Конечно, либералы могут устроить дефолт, как они его устроили в 1998 году, специально и целенаправленно. Да, вот это могут сделать, дестабилизировать ситуацию в стране и устроить массовые выступления. Тут есть свои проблемы, потому что если либералы устроят дефолт, то в этом случае к власти придут консерваторы, еще более консервативные, чем Примаков, Маслюков и Геращенко. В этом случае им будет очень плохо, хотя, с другой стороны, это для них способ обеспечить для себя политическое убежище. На Западе украли они достаточно, поэтому я не знаю, возможно, и действительно организуют, кто их знает...

Что касается американских санкций, то это на самом деле санкции, направленные против Трампа. Дело в том, что для либеральной команды, для финансистов, продолжение политики Трампа — это катастрофа тотальная. Им надо брать обратно под контроль эмиссионный центр. А для этого им нужно сместить Трампа, причем это необходимо сделать быстро, потому что Трамп может одержать победу на выборах в ноябре. Палата представителей меняется полностью, а сенат — на 1/3. В результате конгресс может стать еще более протрамповским. И в этой ситуации есть целый ряд действий, которые сегодня еще возможны. Поэтому у них есть срок до начала ноября. Я думаю, что до начала ноября они будут сильно усиливать давление на нас, а после же, если Трамп выиграет, это давление будет очень сильно ослаблено, а может, вообще сойдет на нет. А вот если Трамп выиграть не сумеет, то это давление может продолжать нарастать до того момента, когда они организуют импичмент. После импичмента им станет наплевать. Переводить сбережения в валюту давно нужно было. Я об этом еще в начале лета говорил. Сейчас, может, еще осмысленно. Я думаю, что до 70–72 они рубль опустят. Это вероятно.

Михаил Делягин — политолог:

— Дефолт — это невозможность выплаты по внешним долгам. У нас долги внешние маленькие, так что до дефолта не доведут. Существует возможность нормализации российской государственности, но только если российское государство вместо обслуживания интересов глобальных спекулянтов начнет отвечать на эти санкции. И тогда санкции, наверное, прекратятся. В валюту нужно было переводить свои сбережения давно, еще когда госпожу Набиуллину поставили во главе Банка России в 2013 году. Так что я думаю, что сейчас покупать на пике паники не надо. Нужно подождать некоторое время. Но при Набиуллиной и Медведеве рубль будет только слабеть, потому что национальная валюта — это производная от вменяемости государственного управления.

«ПРЕДЕЛ САНКЦИЙ, КАК Я ПОНЯЛ, — ЭТО ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНЫЙ РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ»

Радик Хасанов — генеральный директор ФГУП ПО «Завод имени Серго»:

— Для нас как для производителей рост курса доллара — это неплохо, так как если разница курсов растет, то увеличивается и ввозная цена товара. И это даже лучше. А кризис мы проходили в 1998 году, прошли 2008-й и 2014-й. Самое главное сейчас то, что для нас открыты зарубежные поставщики — из Швеции, Германии, ряд комплектующих нам поставляет Италия, Словакия. Со всеми ними мы работаем в отлаженном спокойном режиме. Так что те годы мы прошли ровно и в этом году спокойно работаем, поэтому я не вижу трагедии.

Ильдар Аблаев — доктор экономических наук, профессор КФУ, ректор татарской Академии управления:

— США могут все что угодно, поэтому необходимо разработать стратегию выживания, так как самое худшее, что может последовать дальше, — введение эмбарго на экспорт наших нефти и газа. Объявив нас страной, которая спонсирует терроризм, у них будет возможность это сделать. Это самый нежелательный сценарий, который может случиться. Сейчас нужны стойкость и мудрость нашего руководства, чтобы все это пройти без потерь. Я бы пока не советовал сбережения переводить в валюту. Паника сейчас только помешает. Надо выдержать недельку, посмотреть, что будет. А вообще, необходимо иметь мультивалютную корзину, то есть хранить средства в евро, долларах, рублях.