Отвечает ли отдел маркетинга за отдел продаж?
Если руководитель службы маркетинга в компании не имеет статуса вице-президента – второго лица, отвечающего за рыночную политику всей компании и за то, как ее реализуют на практике все подразделения компании, то нет – не отвечает. За процессы, протекающие в отделе продаж, за управление отделом и за результаты его работы отвечает руководитель отдела продаж.
Нормально ли, когда руководитель службы маркетинга не входит в совет директоров компании?
Дело в том, что норм нет. Как устроена каждая компания – это дело самой компании, и во многом, – это зависит от сути бизнеса, опыта, доверия, понимания его владельцем принципов организации менеджмента и степени его согласия с необходимостью маркетинговой ориентации компании.
Отвечает ли отдел маркетинга за результат продаж?
В этом случае, нет. Да и вообще – нет. Дело в том, что согласно определению: "продажа – это процесс и факт обмена товара на его денежный эквивалент". Продажа – это финансово-логистическая операция по обмену товара на деньги и сам результат такого обмена. Продавцы отвечают за продажи и сам процесс продаж происходит "тет-а-тет" двух коммерсантов. Продажа это не какой-то священный результат – награда. Это просто обмен. Сегодня более выгодный для клиента, завтра – для нас. Выручка – это результат работы отдела продаж.
К примеру, для владельца бизнеса, инвестора и банка, в котором взяли кредит, "выручка от продаж" – ни разу не показатель эффективности. Прибыль – это показатель…. Есть для них и еще несколько более весомых показателей эффективности, чем выручка от продаж. Впрочем, как и для маркетологов.
Но тогда за что отвечает отдел маркетинга?
За конечную цель ориентированной на маркетинг компании – за удовлетворённость клиентов. Нужно понимать, что
- Цель бизнесмена – прибыльность бизнеса, стоимость бизнеса, удовлетворенность владельца;
- Цель инвестора – прибыльность инвестиций и их возвратность;
- Цель экономиста – стабильное и рачительное хозяйствование;
- Цель продажника – выручка, рентабельность продаж;
- Цель маркетолога – число удовлетворенных клиентов и степень удовлетворенности каждого.
И это не нужно путать. Для бизнеса важно все, но маркетолог служит удовлетворенности. Следствие удовлетворенности клиентов – рост всего: выручки, прибыль, похвала от владельца бизнеса. Чем больше удовлетворены клиенты – тем больше, охотнее и чаще они несут деньги в компанию, тем больше всего остального: зарплаты, знаний о марке, лояльности и прочих следствий качественности маркетинга. Еще они отвечают за свой менеджмент. Маркетологи обеспечивают минимизацию усилий продавцов, помогают и обеспечивают продавцов и клиентов. Вот за то маркетологи отвечают.