Найти тему
Мастера

Как самарские бизнесмены зарабатывают на фестивалях?

Оглавление

Четыре представителя поп-ап-культуры рассказали, как им удалось монетизировать своё хобби без лишних затрат.

Развитие фестивалей и маркетов разнообразной тематики, от еды до керамики и мерча, позволили людям по всей России начать зарабатывать на любимом деле. По нашей просьбе самарский сайт «Большая Деревня» разобрался в особенностях этого бизнеса.

От «Политеха» к «Городу-курорту»

Анна Райку, поступив в университет, стала популярной девушкой: на её Instagram* подписались тысячи знакомых и незнакомых людей. Именно тогда она решила действовать и монетизировать подписчиков. В связи с этим она запустила производство и продажу свитшотов и маек с придуманным ей же принтом «Политех» — таких, какие бы хотела носить сама. И проект выстрелил.

Однако со временем выпускать одну и ту же одежду стало скучно, спрос падал, а Анна допустила ключевую ошибку — сшила на 60 футболок больше, чем рассчитывала.

Анна Райку
проект «Самара — город-курорт»
 Было ясно: если опять напечатать на них «Политех», я заколебусь их продавать. Тогда я попросилась на «ВолгаФест-2017» и стала придумывать новый логотип. На мозговой штурм ушло две недели, и, наконец, я додумалась до «Города-курорта»: поняла, что многие ребята любят Самару за то, что она похожа на место отдыха.
-2

За восемь тысяч рублей дизайнер отрисовал для новых маек принт, ещё столько же Анна потратила на аренду будки на фестивале — ради экономии её делили пополам с «Мануфактурой» — и заказала упаковку. Футболки Райку выставила по тысяче рублей и за сутки фестиваля распродала все с «Городом-курортом» и ещё несколько «политеховских». И при этом не заработала ни копейки.

Анна Райку
проект «Самара — город-курорт»
— Я поняла, что это круто: у меня увеличилось количество запросов на футболки, я пообещала привезти больше в следующем году и на «ВолгаФесте-2018» продала около 160 футболок. В результате удалось выйти в плюс, и на этот плюс я сшила свитшоты с таким же принтом.

Нерентабельный магазин и новый принт

Все деньги, заработанные на этом увлечении, Анна в него и вкладывает. Так же и с Instagram*: вся прибыль от него идёт на его развитие. В обычное время она занимается пиаром и активно работает над собственным брендом. Но это не о шитье или блоге, а о самой себе.

Анна Райку
проект «Самара — город-курорт»
— Я занимаюсь пиаром, работаю с малым и средним бизнесом и всегда говорю руководителям элементарную вещь: самое главное — создавать видимость деятельности. Ты должен постоянно напоминать своему потенциальному клиенту, что ты существуешь.

Райку считает, что именно благодаря этому 60% покупателей её футболок на последнем «ВолгаФесте» — это те, кто искал её там специально. Остальные же просто проходили мимо с 1 500 рублей в кармане и были готовы отдать их за симпатичную вещь. При этом Анна не скрывает, что её футболки теперь — самые дорогие на фестивале, но при этом очень хорошего качества, поэтому даже сомневающиеся за ними возвращались.

Фестивали Анна выбирает сознательно и не встаёт, где придётся: обязательно должна присутствовать её аудитория. Свою точку открывать тоже не собирается, потому что это, на её взгляд, нерентабельно. Но планы на развитие всё-таки есть, причём почти грандиозные: расширение ассортимента или новый принт.

Анна Райку
проект «Самара — город-курорт»
— У меня много идей на уровне воздуха. К примеру, я бы организовала в каком-нибудь заведении однодневный мини-фест, на котором можно было сделать показ мод и посмеяться над этим показом стритвира. Чтобы мои девчонки снова подумали: «Ой, Анька опять что-то придумала!»

«Смузишная» в чехле от сноуборда

Антон Кошелёв впервые попробовал смузи, когда побывал в США, и загорелся идеей реализовать этот формат в России, после того как «настоящий смузи» — густой, холодный, безо льда и со свежими ягодами — перепробовали все его друзья и остались довольны. Вместе с партнёром Артёмом Кирилловым он решил попытать счастья на самарском «Ресторанном дне» и не прогадал.

Антон Кошелёв
проект «Смузишная»
— Мы разработали концепцию: на тот момент у нас был ассортимент из четырех ягод, и гость мог выбрать любые из них, исходя из того, что в смузи кладут четыре ложки ягоды. Так получилось, что из всех проектов «Ресторанного дня» у нас была самая большая очередь, при этом некоторые участвовали в нём не впервые. Так мы поняли, что люди хотят смузи, даже несмотря на то, что «День» проходил в феврале.

В итоге всё лето 2015 года друзья мотались по фестивалям. Упаковывали блендер, доски для сёрфинга, отражающие суть поп-ап-точки, и прочее оборудование в чехол для сноуборда и отправлялись на другой конец города или в Москву. В столице «Смузишная» участвовала в Дне города, фестивале «О да, еда» и даже в ParkLive. Последний опыт, правда, самарцы называют самым неудачным за всю историю проекта.

Антон Кошелёв
проект «Смузишная»
 Это был фестиваль с очень крутой концертной программой, на него приезжала группа The Prodigy, но в те дни стояла плохая погода — очень зябкая. К тому же это был первый год, когда организаторы почти вдвое увеличили количество точек общепита. Мы тогда прилично вложились: приобрели несколько блендеров, закупили продукты на все дни фестиваля, а в итоге это мероприятие обошлось нам в минус 80 тысяч. Мы до сих пор шутим, что это наши самые дорогие билеты на концерт.

Пробовать новое и искать здравый смысл

Потеряв столько средств, Кириллов и Кошелёв не отчаялись. К осени 2015 года они открыли свою небольшую точку в торговом центре — выбирали по проходимости и стоимости аренды. И дело пошло. Однако через год по соседству открылся «Макдональдс», и обороты резко снизились: заведение работало «в ноль», и его пришлось закрыть.

Поп-ап-проект при этом продолжал существовать: от участия друзья перешли к организации и занялись «Ресторанным днём» в Самаре. Денег он почти не приносил, но вкладывать средства и время в него было нужно, так что от этого проекта создатели «Смузишной» тоже отказались.

Сейчас к участию в фестивалях они подходят более требовательно, чем на первых порах: соотносят концепцию мероприятия со своей, а заодно со здравым смыслом. И это помогает.

Антон Кошелёв
проект «Смузишная»
— Недавно нас позвали на фестиваль «Битва Тимура и Тохтамыша». Я прикинул, что, во-первых, вряд ли на ивент в 50 километрах от Самары придёт много людей. Во-вторых, смузи сомнительно сочетаются с его концепцией, а значит, вероятнее всего, из этого не получится ничего хорошего. Нам заходит всё, что связано с модой, дизайном и молодыми девчонками. Но всё это приходит с опытом.

Теперь «Смузишная» — это две точки на набережной, работающие только в тёплое время года. Такой формат оказался наиболее удобным и наименее затратным. По словам Кошелёва, собственное заведение — это рутина, в то время как непостоянный формат работы — практически праздник.

Антон Кошелёв
проект «Смузишная»
—  Шансы открыть своё заведение имеют все поп-аперы. Всё зависит только от человека, который этим занимается. Также нужно иметь в виду, что многие концепции, которые очень круто реализуют себя на фестивалях, не будут жизнеспособными в формате ежедневного обслуживания. Это совсем другая история, и тут всё зависит от готовности поп-аперов менять свой формат на более рутинную деятельность.
-4

Смола и страх конкуренции

Анастасия Карпинская создала творческий цех «Утюгъ» случайно: она всегда хотела изготавливать украшения из смолы, а у подруги как раз оказались несколько засушенных цветов и баночка с веществом. Сначала делала для себя и близких, затем завела группу «ВКонтакте» и зарегистрировалась на сайте «Ярмарка мастеров», а оттуда уже пришла к реальным маркетам.

Как рассказывает мастер, поначалу она участвовала везде, где могла. Затем «отпал» формат маркетов в торговых центрах: оказалось, что это почти всегда неоправданная трата времени. Сейчас маркетов в Самаре проходит мало: в 2018 году единственным таким был «ВолгаФест». В нём украшения Анастасии фигурируют уже на протяжении нескольких лет, и каждое участие сопровождалось страхом перед конкурентами. Вложения для небольшого дела действительно значительные: за аренду точки отдают по 7 500-8 000 рублей, и это пополам с «соседями».

Анастасия Карпинская
творческий цех «Утюгъ»
— В этом году мне в пару достались украшения, более того, тоже из смолы. Но всё оказалось не так страшно. Чем выше конкуренция, тем сильнее чувство самодостаточности: ты осознаёшь, что среди всего этого обилия вещей выбирают тебя.

Мастерская без кота вместо магазина

Процесс производства занимает довольно много времени: каждый слой ювелирной смолы должен хорошо просохнуть в определённых условиях. Поэтому на одно украшение может потребоваться от 10 до 30 дней, а на подготовку к большому фестивалю уходит от четырёх месяцев до полугода.

Анастасия Карпинская
творческий цех «Утюгъ»
— Я стараюсь привозить на маркет как можно больше вещей. В этом году у меня было более 200 наименований, но всё равно я услышала в свой адрес от ребят-участников «И всё?». У кого-то ведь с собой восемь стендов с их добром. Но я ни с кем мериться не собираюсь, делаю всё так, как умею, и лучше лишний раз переделаю украшение, чтобы цветок правильно встал в шарике. Мне важно, чтобы человек не разочаровался: не хочу засорять карму.

Фестивали обеспечивают не только прибыль, но и прирост подписчиков в соцсетях: о проекте Анастасии уже знают далеко за пределами Самары. Вырваться на фестивали в другие города она не может из-за основной работы. По этой же причине не открывает и свой магазин: на постоянную прибыль ювелир не надеется, а значит, присутствовать на точке постоянно не сможет, а отдавать свои украшения кому-то другому просто боится.

Анастасия Карпинская
творческий цех «Утюгъ»
— Никто не будет относиться к моим украшениям так, как я, и никто не продаст их, как я, ведь я могу рассказать о каждом цветке (на маркетах меня часто спрашивают, что означают эти растения). Магазин — это слишком далёкая наша мечта. Сегодня мне хотелось бы иметь мастерскую, где просто не ходил бы мой кот.
-5

Стритфуд из «Цезаря»  

Светлана Ормашова и Анна Ножкина познакомились во время работы в крупной табачной компании и сдружились на почве творчества. Участвовать в маркетах они начинали с самыми разными изделиями — от раскрашенных вручную матрёшек до баланс-бордов. Однако, по словам Светланы, их основным недостатком был маркетинг.

Светлана Ормашова
стритфуд Norma
 Три года назад я была одним из организаторов зоны маркета на фестивале «Жемчужина на Волге». Уже тогда я поняла, что это классное массовое мероприятие, которое обязательно станет ежегодным. Когда на следующий год появился «ВолгаФест», я знала, что нам нужно в нём участвовать: это был беспроигрышный вариант.

Светлана и Анна решили на этот раз попытать счастья в области общепита — продавать салат «Цезарь» в баночках. Но спустя пять часов стояния на «ВолгаФесте» они поняли, что допустили стратегическую ошибку: люди покупали то, что удобно есть на ходу. Поэтому ещё через час девушки привезли гриль и тортильи, в которые стали заворачивать свой продукт. И продажи пошли.

Светлана Ормашова
стритфуд Norma
— По итогу мы даже отбили участие и продукцию, куда входило огромное количество денег на упаковку, хотя она, по сути, даже не потребовалась. Мы заработали шесть тысяч рублей на двоих, и в тот день каждая из нас сказала себе: «Да чтобы я ещё раз это сделала!». И ровно через год мы снова стояли на фестивале — уже с нашими тортильями.

Norma для всех 

На следующий год у их точки с «Цезарь-роллами» появилось название Norma. На «ВолгаФесте-2018» девушки не стали делить будку с соседями и отдали за аренду почти 20 тысяч рублей. В итоге накормили 600 человек за два дня и смогли заработать около 50 тысяч рублей.

-6
Светлана Ормашова
стритфуд Norma
 На маркетах мы просто кайфуем. Я руководитель отдела продаж, и, помимо того, что я знаю, как продавать, я делаю это с огромным удовольствием. Конечно, на маркетах хочется подзаработать, но участие в мероприятии без желания и только ради денег никогда тебе их не принесёт. Стоять 12 часов на одной точке и улыбаться — безмерно тяжело. Но почему нет, если это классно и к тому же приносит доход?

Теперь в планах Анны и Светланы — открыть собственную постоянную точку и торговать на этот раз буррито. Сейчас они активно занимаются поиском места для этого и уверены, что продуманный маркетинг — то, что приведёт их к успеху.

Светлана Ормашова
стритфуд Norma
Пока не совсем ясно, оправдаются ли наши ожидания, но я точно знаю, что это вкусно и куда лучше, чем простая шаурма. Провалимся? Хорошо, но мы, по крайней мере, старались.

*Организация признана экстремистской на территории РФ.
Что ещё почитать?

Это Garage Factory. Казанская студия, которая создает объекты из бетона

Посмотрите на марку Jahnkoy из Сибири, которая выпускает коллекции вместе с Puma и Swarovski

Это проекты, которые зарабатывают на гречке с карри и другой необычной еде

Это «Фабрика Алафузова». Первый казанский лофт в двухсотлетнем здании