Найти в Дзене
Просто

Как говорить о конкурентах

«Такую сильную личную неприязнь испытываю, прямо кушать не могу»
«Такую сильную личную неприязнь испытываю, прямо кушать не могу»

Как говорил один мой коллега, если вы хотите избежать конкуренции, продавайте сено на бензозаправках. Если у вас есть хоть сколько-нибудь осмысленный бизнес - значит у вас есть конкуренты. Понятно, что относитесь вы к ним, скорее всего, не очень. Наверняка они делали что-то плохое - переманивали сотрудников, вредили, уводили клиентов, нечестно выигрывали тендеры и тому подобное. В общем, вы к ним, скорее всего, испытываете неприязнь. Это нормально. Конечно, наверное бывает, когда конкуренты сотрудничают и вместе, например, развивают новый рынок, договорившись о стратегии. В теории, наверное, бывает. В реальной жизни мне не встречалось. Короче говоря, неприязнь между конкурентами, чаще всего, бывает. Но удивительно, как часто эта неприязнь проявляется публично, когда взрослые, умные, прекрасные люди иногда просто теряют голову и ведут себя далеко не оптимальным для себя образом.

Итак, перейдем к сути - что надо говорить о конкурентах. Ответ очень простой - ничего. Я повторю, это важно - о конкурентах не надо говорить ничего. Почему так? Любая информация, особенно озвученная публично, является рекламой ваших конкурентов. Да-да, любая. Даже если вы пишете там ужасную порочащую информацию. Всё, что вы скажете порочащего, будет воспринято с недоверием, ибо исходит от конкурентов. Кроме того, что-то, что кажется ужасным вам, кому-то таким не покажется. Кто-то вообще впервые узнает о новой для себя организации и невольно запомнит её. Я читала совершенно потрясающую историю в Facebook о хейтерах, то есть людях которые почему-то кого-то невзлюбили. Один хейтер испытывал настолько сильную личную неприязнь, что заказал платную рекламу вебинара того, кого он ненавидел. Обидную, как он считал. Объект ненависти получил с этой рекламы 17 регистраций на свой вебинар. Не надо так.

Часто возникает искушение если не публично, то хотя бы раскрыть глаза потенциальному заказчику, особенно если он как раз выбирает, с кем работать. Кажется, что если написать письмо, то он сразу же поймет, какие конкуренты негодяи. На самом деле, первое, что сделает заказчик - покажет письмо конкурентам. Очень часто такие письма попадают в соц сети - и герои таких историй выглядят не очень красиво (ведь это и правда не очень красиво). Полученные комментарии от конкурента и от соц. сетей часто приводят ровно к противоположному эффекту.

В общем, пока вас не спросили прямо - молчите. Держитесь. Не говорите. Не лейте воду на чужую мельницу.

Но что говорить, если вам задали прямой вопрос? Подавите свои эмоции (или по крайней мере, постарайтесь их не показывать). Разумеется, вы должны ответить так, чтобы собеседник понял, что вы лучше в тысячу раз. Но важно, чтобы этот вывод сделал он сам, а не вы его просто задекларировали. Очень хорошо добавить несколько фактов, цифр или деталей - они запомнятся и придадут достоверности.

Отсутствии эмоций придаст вес вашим словам. Поэтому лучше заранее продумать, что вы будете говорить, если вас спросят.

Научиться правильно рассказывать о конкурентах может помочь книга Ильяхова и Сарычевой «Пиши сокращай». Там есть глава, как избегать оценок. Книга о том, как писать тексты, но умение избегать оценок будет полезно при любом виде коммуникаций.