(2018, Великобритания)
Прямо так и хочется обозвать эту картину сиквелом "Храброго сердца", тем более, что и действие в ней происходит аккурат после казни Уильяма Уоллеса, и главный её герой - тот самый король Шотландии Роберт Брюс, который был в "Сердце" одним из ведущих персонажей. Даже сам Уоллес, и тот здесь присутствует, правда, лишь в виде... четвертованного трупа, чьи фрагменты возят по стране и вывешивают на площадях в назидание всем тем, кто дерзнёт пойти по стопам этого легендарного бузотёра. Впрочем, последнее англичанам не слишком-то помогло, если верить истории, рассказанной и показанной в "Короле вне закона" режиссёром Дэвидом МакКензи - талантливым мужиком, который не так давно подарил нам замечательный "техасский" неовестерн "Любой ценой". И тоже с усатым Крисом Пайном в одной из главных ролей.
Однако самое главное, что роднит "Сердце" и "Короля" - оба фильма сделаны примерно на одном качественном уровне, а в размахе и свирепости батальных и "насильственных" сцен МакКензи и вовсе опережает Гибсона с большим отрывом.
Конечно, в жизни Роберта Брюса было не так много душераздирающе-пронзительных моментов, как в жизни Уоллеса, поэтому в драматическом плане сюжет "Короля вне закона" более линеен и менее глубок. Так что, очевидно, назвать его боевиком, а не драмой, будет гораздо справедливее и ближе к истине. К тому же боевых сцен здесь ощутимо больше - при том, что сам фильм на целый час короче трехчасового гибсоновского эпика, - и показаны они жестче (особенно беспощаден МакКензи к лошадям), а финальное побоище поставлено с таким размахом и мощью, что после него битвы в "Храбром сердце" сразу мельчают и начинают казаться уже не столь масштабными, как раньше. Там, где Гибсон из-за тогдашней неразвитости цифровых технологий пытался обдурить зрителя и выдавал три десятка всадников за целую тысячу (по историческим сводкам о битве при Стерлинге), МакКензи поступает честнее. И весьма правдоподобно "дорисовывает" на компьютере свою тоже не бог весть какую великую кавалерию до таких величин, что когда она ринулась в атаку, это, чёрт возьми, действительно впечатляло. Равно как сама битва при Бэннокбёрне выглядит здесь именно битвой многотысячных армий, а не стычкой двух отрядов по полторы сотни человек в каждом.
Актёры... Да, конечно, Крис Пайн и близко не Мэл Гибсон, но, как ни крути, у МакКензи этот актёр играет всерьез и по-взрослому, а не гламурно-стандартизировано, вроде какого-нибудь "Джека Райана: Теории хаоса". И в том, что здешний король Англии Эдуард I "Длинноногий" подозрительно напоминает Станниса Баратеона из "Игры престолов", тоже нет ничего удивительного, ведь у них одно и то же лицо британского актёра Стивена Диллэйна. Рыжий Тони Кёрран, мелькавший в "Гладиаторе" и отметившийся в "13 воине" и "Столпах земли", тоже достаточно киногеничен для исторических фильмов. Могучий старик Джеймс Космо и вовсе рискует ввести в заблуждение поклонников "Храброго сердца", ведь там его героя-крестьянина вроде бы зарубили в бою, а в "Короле вне закона" он вдруг воскрес, превратился в лорда и стал отцом аж самого Роберта Брюса. А у последнего есть также малость двинутый, но верный как пёс соратник Дуглас, напоминающий того ирландца, который называл себя ангелом-хранителем Уоллеса. Эту роль внезапно отдали Аарону Тейлору-Джонсу... да-да, тому самому Пипцу, который с черной бородой и лохмами до плеч сам на себя не похож. Помимо них найдется ещё с полдюжины типов, которых вы не раз видели в кино и сериалах и чьи фамилии вряд ли запомнили, но больше узнаваемых лиц тут нет.
Кстати, ещё одна немаловажная деталь, которая портит "сиквельность" фильма по отношению к "Храброму сердцу" - МакКензи решил отказаться от художественного допущения, за которое историки ворчат на Гибсона. А именно - не стал одевать своих героев в килты, что, как утверждается, вошли в шотландский обиход несколько позже. Занятно, но грянула маленькая сенсация: "Король вне закона" без килтов совершенно ничего не потерял, и его зритель почему-то ни на миг не забывает, что перед ним именно шотландцы, а не какой-либо другой народ Британских островов.
***
В общем, едва я уже перестал надеяться на то, что когда-либо увижу новое достойное кино о Средневековье, оно неожиданно вжжух! - и выскочило с новомодного Netflix. Да как выскочило! Громко топая копытами тяжелой конницы, бренча оружием и наполняя воздух батальными криками. Понятия не имею, как сложится дальнейшая судьба "Короля вне закона" и удостоится ли он каких-нибудь наград. Но в любом случае это фильм из разряда тех, которые не забываются, и своё место в строю наиболее заметных исторических кинополотен 21 века он заслужил по праву.