Найти тему
6000 миль до Голливуда

Король вне закона

Оглавление

(2018, Великобритания)

Пожелаю Крису Пайну и дальше сниматься усато-бородатым, ну или как минимум усатым, каким он был в предыдущей картине МакКензи  "Любой ценой". Очень уж к лицу ему суровая лицевая растительность.
Пожелаю Крису Пайну и дальше сниматься усато-бородатым, ну или как минимум усатым, каким он был в предыдущей картине МакКензи "Любой ценой". Очень уж к лицу ему суровая лицевая растительность.

Прямо так и хочется обозвать эту картину сиквелом "Храброго сердца", тем более, что и действие в ней происходит аккурат после казни Уильяма Уоллеса, и главный её герой - тот самый король Шотландии Роберт Брюс, который был в "Сердце" одним из ведущих персонажей. Даже сам Уоллес, и тот здесь присутствует, правда, лишь в виде... четвертованного трупа, чьи фрагменты возят по стране и вывешивают на площадях в назидание всем тем, кто дерзнёт пойти по стопам этого легендарного бузотёра. Впрочем, последнее англичанам не слишком-то помогло, если верить истории, рассказанной и показанной в "Короле вне закона" режиссёром Дэвидом МакКензи - талантливым мужиком, который не так давно подарил нам замечательный "техасский" неовестерн "Любой ценой". И тоже с усатым Крисом Пайном в одной из главных ролей.
Однако самое главное, что роднит "Сердце" и "Короля" - оба фильма сделаны примерно на одном качественном уровне, а в размахе и свирепости батальных и "насильственных" сцен МакКензи и вовсе опережает Гибсона с большим отрывом.

На фоне тех тридцати лошадок, что разыгрывали массированную конную атаку у Мэла Гибсона в "Храбром сердце", полуцифровая-полуаналоговая кавалерия МакКензи выглядит, конечно, на порядок круче. Особенно в движении.
На фоне тех тридцати лошадок, что разыгрывали массированную конную атаку у Мэла Гибсона в "Храбром сердце", полуцифровая-полуаналоговая кавалерия МакКензи выглядит, конечно, на порядок круче. Особенно в движении.

Конечно, в жизни Роберта Брюса было не так много душераздирающе-пронзительных моментов, как в жизни Уоллеса, поэтому в драматическом плане сюжет "Короля вне закона" более линеен и менее глубок. Так что, очевидно, назвать его боевиком, а не драмой, будет гораздо справедливее и ближе к истине. К тому же боевых сцен здесь ощутимо больше - при том, что сам фильм на целый час короче трехчасового гибсоновского эпика, - и показаны они жестче (особенно беспощаден МакКензи к лошадям), а финальное побоище поставлено с таким размахом и мощью, что после него битвы в "Храбром сердце" сразу мельчают и начинают казаться уже не столь масштабными, как раньше. Там, где Гибсон из-за тогдашней неразвитости цифровых технологий пытался обдурить зрителя и выдавал три десятка всадников за целую тысячу (по историческим сводкам о битве при Стерлинге), МакКензи поступает честнее. И весьма правдоподобно "дорисовывает" на компьютере свою тоже не бог весть какую великую кавалерию до таких величин, что когда она ринулась в атаку, это, чёрт возьми, действительно впечатляло. Равно как сама битва при Бэннокбёрне выглядит здесь именно битвой многотысячных армий, а не стычкой двух отрядов по полторы сотни человек в каждом.

Зашибись быть королём, когда дела в стране тоже идут зашибись. Но нет, блин, едва только жизнь наладится, как вскоре по традиции прибегают англичане и обгаживают всю малину.
Зашибись быть королём, когда дела в стране тоже идут зашибись. Но нет, блин, едва только жизнь наладится, как вскоре по традиции прибегают англичане и обгаживают всю малину.

Актёры... Да, конечно, Крис Пайн и близко не Мэл Гибсон, но, как ни крути, у МакКензи этот актёр играет всерьез и по-взрослому, а не гламурно-стандартизировано, вроде какого-нибудь "Джека Райана: Теории хаоса". И в том, что здешний король Англии Эдуард I "Длинноногий" подозрительно напоминает Станниса Баратеона из "Игры престолов", тоже нет ничего удивительного, ведь у них одно и то же лицо британского актёра Стивена Диллэйна. Рыжий Тони Кёрран, мелькавший в "Гладиаторе" и отметившийся в "13 воине" и "Столпах земли", тоже достаточно киногеничен для исторических фильмов. Могучий старик Джеймс Космо и вовсе рискует ввести в заблуждение поклонников "Храброго сердца", ведь там его героя-крестьянина вроде бы зарубили в бою, а в "Короле вне закона" он вдруг воскрес, превратился в лорда и стал отцом аж самого Роберта Брюса. А у последнего есть также малость двинутый, но верный как пёс соратник Дуглас, напоминающий того ирландца, который называл себя ангелом-хранителем Уоллеса. Эту роль внезапно отдали Аарону Тейлору-Джонсу... да-да, тому самому Пипцу, который с черной бородой и лохмами до плеч сам на себя не похож. Помимо них найдется ещё с полдюжины типов, которых вы не раз видели в кино и сериалах и чьи фамилии вряд ли запомнили, но больше узнаваемых лиц тут нет.

Тот показательный случай, когда при гораздо меньшем бюджете, чем у Ридли Скотта в его 200 млн. $ "Робин Гуде" (2010), можно забацать экранную баталию такого же, если даже не лучшего качества.
Тот показательный случай, когда при гораздо меньшем бюджете, чем у Ридли Скотта в его 200 млн. $ "Робин Гуде" (2010), можно забацать экранную баталию такого же, если даже не лучшего качества.

Кстати, ещё одна немаловажная деталь, которая портит "сиквельность" фильма по отношению к "Храброму сердцу" - МакКензи решил отказаться от художественного допущения, за которое историки ворчат на Гибсона. А именно - не стал одевать своих героев в килты, что, как утверждается, вошли в шотландский обиход несколько позже. Занятно, но грянула маленькая сенсация: "Король вне закона" без килтов совершенно ничего не потерял, и его зритель почему-то ни на миг не забывает, что перед ним именно шотландцы, а не какой-либо другой народ Британских островов.

***

В общем, едва я уже перестал надеяться на то, что когда-либо увижу новое достойное кино о Средневековье, оно неожиданно вжжух! - и выскочило с новомодного Netflix. Да как выскочило! Громко топая копытами тяжелой конницы, бренча оружием и наполняя воздух батальными криками. Понятия не имею, как сложится дальнейшая судьба "Короля вне закона" и удостоится ли он каких-нибудь наград. Но в любом случае это фильм из разряда тех, которые не забываются, и своё место в строю наиболее заметных исторических кинополотен 21 века он заслужил по праву.

Ну практически иллюстрация пушкинским тридцати трём богатырям, чего уж там.
Ну практически иллюстрация пушкинским тридцати трём богатырям, чего уж там.