(Jack Ryan: Shadow Recruit, 2013, США)
И почему я был уверен, что в "Теории хаоса" мы будем болеть за сына знаменитого Джека Райана, а не за него самого - героя главных бестселлеров Тома Клэнси (ныне покойного)?
Видимо, я рассуждал чисто житейской логикой. Уж коли в прошлых экранизациях Клэнси "Охота за "Красным Октябрём", "Игры патриотов" и "Прямая и явная угроза" Райан был мужиком средних лет, а "Цена страха" (2002) почему-то у меня в памяти не отложилась, то и помолодеть с тех пор Джек явно не мог. А тут гляди-ка: молоденький и бодренький - и впрямь натуральный Райан-младший! Тем паче, что этот герой уже фигурировал в последних книгах "дяди Тома".
Ан нет - ошибочка вышла!
Забыв о том, что у Джека Райана был одноименный сын, создатели "Теории хаоса" устроили перезагрузку "оригиналу" (считать таковой "Цену страха", 2002, нельзя, ибо хронологически она продолжала "Прямую и явную угрозу", 1994). Разумеется - с учётом современной картины мира и расклада политических сил. А также требований не только давних поклонников Клэнси, но и юного зрителя. Который понятия не имеет, кем был этот старикан и за что его вписали в титры.
К сожалению, перспективный замах на новую франшизу, на деле обернулся слабеньким ударом, да ещё мимо цели.
Если вкратце: кино настолько линейное и безыдейное, что рядом с ним даже напрочь трэшанутый клюкво-"Хитмэн" 2007 года кажется многослойным и тактически сложным. При том, что все слагаемые для хорошего технотриллера были на месте: крутейший Кевин Костнер в роли цэрэушного аса, наставника молодого Райана (Крис Пайн); прочие актёры далеко не низшей лиги; достопримечательности Москвы в качестве фона для погонь и перестрелок; опытный режиссёр (и актёр) Кеннет Брана; не блокбастерный, но вполне достойный бюджет 60 млн. $...
Но вот, поди ж ты, не склеилось из этого хоть сколько-нибудь оригинальной картины!
Воистину, получился "Том Клэнси для чайников"! К чёрту запутанные шпионско-политические игры! Давайте тупо равняться на Бондиану и "Правдивую ложь"! Только уже без иронии, а с серьёзно наморщенными лицами.
В итоге кино обладает впечатляющей... незапоминаемостью - как будто смотрел не его, а суматошный сон, который вскорости и забыл.
Короткая предыстория о том, как Джек Райан встретил свою жену переключается на чьи-то большие деньги, потом вжжух! - и Джек уже топчет московские улицы и бульвары. Затем кто-то хочет его убить, затем - о, привет, Кевин Костнер! - затем короткая стелс-миссия, после чего опять стреляем и бегаем, бегаем и стреляем... В кого? Поди вспомни, но раз это Москва, значит - в прихвостней какого-нибудь олигарха, ясен валенок.
И что забыла во всём этом бедламе Кирушка Найтли? Соскучилась по своей карибско-пиратской акробатике?
Немудрено, что после этих плясок вприсядку с балалайками дилогия Нойса о Джеке Райане - "Игры патриотов" и "Прямая и явная угроза", - кажется по-настоящему тёплой и ламповой. А Харрисон Форд с его фирменным ироничным прищуром - лучшим и неповторимым Райаном всех времён и народов.
Какое там: да один прорыв колонны джипов из "гранатомётной" западни в "Угрозе" даже сегодня выглядит гораздо мощнее и драматичнее, чем вся надуманная шоу-боёвка в "Теории хаоса".
***
В общем, досадно, что в Голливуде так хреново обращаются с богатейшим архивом покойного сэра Тома. Чего, кстати, нельзя сказать о создателях видеоигр, которые делают это гораздо уважительнее и продуктивнее - киношникам теперь игровую индустрию в вопросе "окучивания" сюжетов Клэнси вовек не догнать.
Хотя они и пытаются. Провалив "Теорию хаоса" в прокате, они перевели Райана в телесериальный формат ("Джек Райан", 2018 - ...), где ему повезло больше. По крайней мере пару сезонов он уже отбегал и, возможно, отбегает ещё. А там, глядишь, и на большой экран вернётся - чем голливудский чёрт не шутит.