Это заведение стяжало себе бессмертную славу благодаря роману «Мастер и Маргарита». Дом Грибоедова имеет реальный прототип – Дом Герцена на Тверском бульваре.
В 20-е годы здесь располагались различные литературные организации, в том числе МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей).
Булгаков переименовывает писательский дом, чтобы подчеркнуть гастрономические пристрастия его постоянных посетителей. Заметим, что библиотека в вымышленном грибоедовском доме отсутствует (дом ведь для писателей, а не для читателей – как тут не вспомнить анекдот из чукотского цикла), и центром «духовной жизни» становится ресторан со всяческими деликатесами.
Интересно, что Коровьева и Бегемота не желает пропускать в ресторан Софья Павловна - то ли тезка, то ли реинкарнация героини «Горя от ума».
Если на территорию Дома Грибоедова не ступала нога ни одного настоящего писателя, то Дом Герцена, напротив, иногда посещали известные рыцари пера.
В 1925 г, например, в ресторане означенного дома буянил Сергей Есенин. Очевидец вспоминает об этом: «…он шумел, затевал скандал, со многими ссорился, назвал одного из писателей «продажной душой», других – иными, не менее резкими словами».
Дежа вю, не так ли? Чем-то напоминает вызывающее поведение Ивана Бездомного в ресторане и его высказывания о «братьях во литературе»…
В 1928 г это заведение посещает Владимир Маяковский. Зайдя в ресторан, ему не понравилось, что в нем сидят не писатели и поэты, а нэпманы-спекулянты и девицы сомнительного поведения.
Он разразился по этому поводу гневными стихами, которые заканчиваются так:
«…прав один рифмач упорный,
В трезвом будучи уме,
На дверях мужской уборной
Бодро вывел резюме:
«Грош цена
Вашему дому Герцена».
Обычно заборные надписи плоски,
Но с этим согласен
В. Маяковский».
(Одно слово я заменила из соображений цензуры.)
В общем, досталось Дому Герцена от наших литераторов…