Найти в Дзене

Календарь развития. Часть 6: куда уходит детство

Оглавление

Я долго не касался этой темы. Писал про необходимость ранних прогулок, про сроки отъёма щенков, но в целом всю хронологию развития не охватывал. И, как всегда, на эту тему существует море публикаций, зачастую противоречащих друг другу и весьма далёких от того,чему нас учат классики. Наверно, пришло время порассуждать и об этом.

Вы, наверно, удивитесь, но тема проста до невозможности. Весь фокус только в том, что существует бесчисленное множество вариаций и отсебятины, как и во многих других подобных вопросах.

А теперь о том, что не влезло в предыдущие (1, 2, 3, 4, 5) части

Думали, дальше пойдёт живее? Неа, рановато ещё гнать лошадей...

Ну, вот и прошёл возраст страхов, прошёл и следующий за ним нейтральный период. Хотя эта "нейтральность" не отменяет бурной исследовательской активности щенка, способной привести к порче ножек мебели, а иногда и башмаков. Если предыдущие "окошки" в "поезде Бейтсона" открывались вовремя, то следующий качественный скачок – это

Возраст подростковой социализации

Молодые овчарки. / Фото с просторов.
Молодые овчарки. / Фото с просторов.

Да-да, опять про социализацию. И опять о том, что это не всё развитие #психики , а только один из факторов очередного ключевого этапа. На сей раз у подрастающего зверька меняется статус – из детства он переходит в отрочество. Соответственно, перестраиваются и #отношения в окружающем его социуме.

И случается этот скачок в возрасте полугода.

Конечно, если до тех пор всё шло правильно. Тогда, как будто кто-то глядит на календарь и ровно в этот момент поворачивает рубильник, жизнь малька меняется в одночасье.

Во-первых, по физическому развитию малыш уже почти достигает взрослых статей: даже рост с этого момента замедляется, дальше он увеличится всего на каких-нибудь 10%. А значит, это уже почти полноценный, сильный и боеспособный член #стаи . Отсюда вытекает множество различных изменений.

"Золотое детство", когда малец имел неограниченные права и всего одну #обязанность – не влипнуть в опасную неприятность – заканчивается. Подросток уже несёт полную ответственность за свои действия. А это значит, что его могут и наказать, если он неправ. До той-то поры ему могли только мягко указать, чего не стоит делать, предоставив все возможности для научения – накопления жизненного #опыта и извлечения выводов на будущее.

И тут есть три градации этого процесса, которые отражены в двух несколько противоречащих друг другу афоризмах. Попробую свести их воедино:
Мудрый учится на чужих ошибках, умный – на своих, а дурак и на своих не учится.
Понятное дело, что в природе такие "дураки" не выживают. Это удел двуногих, хотя и на этот случай есть премия Дарвина.

Но вот наступил этап, когда одним накоплением опыта не отделаться. Начинается активное обучение (в том числе, как часть дальнейшего воспитания, но не только). И, кстати, это же – возраст формирования представлений о #дисциплине и умения "душить порывы". Это не значит, что с подростком нужно немедленно идти во взрослую группу по дрессировке. Но вырабатывать торможение и вообще умение владеть собой уже пора начинать.

В этом же возрасте подрастающей #собаке полагается начать демонстрировать своё присутствие на принадлежащей стае территории. А это значит, что нужно расставлять свои метки. Поэтому правильно развивающаяся собака, как только ей исполняется полгода, начинает исправно делать свои дела на улице.

Но с этого момента уже есть смысл говорить о возможной инфантильности: поведение должно измениться настолько кардинально, что отставание в #развитии уже сильно сдвигает сроки этих перемен вправо. И тем сильнее, чем значительнее накопившиеся пробелы.

При любых задержках в развитии псёнок не торопится начинать гулять "по полной". Мало того, что владельцы, особенно крупных пород, к этому моменту уже приподрастрачивают терпение, так эта история и дальше затягивается на неопределённый пока срок...

А если первый выход на свежий воздух совпал с "возрастом страхов" – то неизбежно появляются и более заметные невооружённым глазом проблемы. Собачонок боится и не понимает многого, что происходит на улице. И это может вылиться даже в полный отказ выходить из дома. Многие считают, что, например, для маленькой собаки это не проблема. Но и это неверно: рано или поздно придётся отправиться к врачу, парикмахеру, да хоть в гости – в одиночестве-то такая собачка тоже сидеть спокойно не станет. А уж если это не "карманная" порода – тут и вовсе хлопот не оберёшься...

Но это только то, что касается чисто бытовых проблем – хотя, как видите, их тоже может быть немало, я упомянул только самые заметные. Напомню, что главная характеристика этого критического периода – это новый этап социализации. И, если он будет сорван, это безусловно предопределит проблемы в отношениях с сородичами. Самым частым следствием незавершённой #социализации может стать "социальная озабоченность", но дело может обернуться и того хуже: зверь может стать нервным и конфликтным.

Зачастую это не решает и следующий "знаковый" этап –

Окончательная внутривидовая и межвидовая социализация

Да, до этого момента снова достаточно большой интервал кажущегося затишья. Но затишье это обманчиво – в это время "всего лишь" не происходит качественных изменений, а развитие неизбежно идёт своим ходом.

Последний значимый этап #взросления совпадает с физиологическим созреванием и означает, что на молодого зверя ложится уже полная ответственность за его место в стае. Одновременно это и установление отношений с человеком – в первую очередь, с владельцем и его семьёй.

Но с этим мы разберёмся в следующей части. Продолжение следует!




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru, а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist .