Я долго не касался этой темы. Писал про необходимость ранних прогулок, про сроки отъёма щенков, но в целом всю хронологию развития не охватывал. И, как всегда, на эту тему существует море публикаций, зачастую противоречащих друг другу и весьма далёких от того,чему нас учат классики. Наверно, пришло время порассуждать и об этом.
Вы, наверно, удивитесь, но тема проста до невозможности. Весь фокус только в том, что существует бесчисленное множество вариаций и отсебятины, как и во многих других подобных вопросах.
Итак, двигаемся дальше. О том, что следует за предыдущими (1, 2, 3, 4, 5, 6) частями
До этого момента снова достаточно большой интервал кажущегося затишья. Но затишье это обманчиво – в это время всего лишь не происходит качественных изменений, но развитие неизбежно идёт своим ходом. И вот наступает
Окончательная внутривидовая и межвидовая социализация
Ну вот... Сперва житейские замороки, теперь компьютерная авария – до писанины руки, глаза и голова никак не доходят. А продолжать надо! Тем более, что пресловутым "затишьем" оправдаться уже вряд ли выйдет.
Последний значимый этап #взросления совпадает с физиологическим созреванием и означает, что на молодого зверя ложится уже полная ответственность за его место в стае. Одновременно это и установление #отношений с человеком – в первую очередь, с владельцем и его семьёй.
И да, обиходное название этого периода, приведённое в заголовке, отражает самое распространённое заблуждение, связанное с переходным возрастом. Но об этом немного позже. Кстати, я неслучайно упомянул переходный возраст: это полный аналог пубертата человечьего.
Начнём с того, что к этому моменту зверь уже практически вырос до своих взрослых размеров – дальше он будет только матереть; впрочем, принято считать, что голова, например, окончательно формируется чуть ли не к двум годам. Но это уже детали... Как я уже упоминал в предыдущей части, боеспособность и соответствующие размеры, а с ними – и ответственность, определяются ещё в подростковом этапе. А к нынешнему возрасту они уже расцветают и начинают требовать конкретики. И вот с этого места начинается новый этап #социализации . Той самой, которая не тождественна общему развитию.
Но как определить меру своей готовности к взрослой жизни? Для этого нужен какой-то "пробный камень". И совершенно закономерно этим пробным камнем становятся сородичи. Сперва ближайшие по возможностям и статусу, которые в совокупности определяют стайный ранг (вот да, пока такая ссылка), а затем и другие соплеменники. Собственно, в этом "затем" тоже есть нюансы.
С одной стороны, самый существенный из них – "закон некомпетентности": каждый достигает своего потолка. И подъём по "социальной лестнице" происходит до тех пор, пока не встретится некто, определяющий предел статуса претендента. Проще говоря, молодая #собака пробует свои способности, начиная со слабейших (но уже взрослых, с младшими в норме выяснять нечего по определению). Постепенно, убеждаясь в своём превосходстве, новичок подбирается к тому, кто превосходит его, и на этом останавливается.
Но есть другая сторона этой пробы сил – провокационное поведение. Оно появляется, когда соотношение своего и статуса партнёра неизвестно – например, во временной стае. Выглядит оно как покушение на #конфликт или демонстрация своего "я". В переводе на человеческий это фраза "Я круче". Только весь вопрос тут в знаке препинания. Обычно ставят восклицательный, а в этой ситуации больше подходит вопросительный. Зверь ведь не может придать своим действиям интонацию или как-то ещё (доступно для наблюдателя) изобразить вопрос. Для него разница только в степени уверенности и готовности прекратить "ссору".
Кстати, снова напомню: именно из-за ошибочной трактовки этого поведения и родилась "теория доминирования", впоследствии опровергнутая самим её создателем. Но, несмотря на явную ошибочность, она прижилась в умах некоторых персон с нестабильной самооценкой.
Так или иначе, но во втором случае это необязательно будет ближайший по рангу. Объектом выяснения отношений может стать случайный "собеседник". И такая стратегия встречается не только у молодняка. Хотя об этом уже не здесь: в том или ином виде речь об этом уже была. Но даже в этом случае предполагаемый конфликт не имеет целью ни узурпацию власти, ни любой иной вид конкуренции. И бояться его незачем – это НЕ #агрессия по определению. А вот быть готовым прервать процесс, если что-то пойдёт не так, не помешает.
Важно помнить, что у молодых собак в возрасте окончательной социализации выяснение отношений абсолютно нормально. Вопрос лишь в том, какие формы оно принимает в каждом конкретном случае.
И снова "кстати". Все, разумеется, в этом случае замечают именно конфликтные формы поведения. А то, что такие выяснения могут происходить по-тихому, ненавязчиво – упускают. Но на дальнейших отношениях результаты такого "тихушничества" сказываются ничуть не меньше.
Правда, и чрезмерная "бдительность" бывает не к месту. Я уже припоминал как-то случай, обсуждавшийся на одном известном собачьем форуме. Молодая #дрессировщица (пардон, инструктор!) жаловалась: мол, молодой боксёр (буквально ещё щенок) не выполняет команду. А если пристрожиться – бухается кверху пузом. "Доминировает" – был вердикт общественности.
Бывает, бывает, что #поведение доминирования идёт этим путём. Но не у щенков же! Здесь это нормальное умиротворяющее поведение, вполне соответствующее возрасту. А с участниками обсуждения их чрезмерная настороженность сыграла нехорошую шутку. Хуже всего, что закономерным следствием из их гипотезы станет тотальное подавление собаки – и сто к одному, что добром это не кончится.
И вот тут нужно ещё раз сказать главное.
Обиходное название этого "критического периода" ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, что собака будет с кем-то люто сражаться и противостоять!
Это всего лишь наиболее краткая, хотя, как можете видеть, не совсем точная, характеристика главенствующей #потребности в определении своего статуса. Снова категорически настаиваю: здесь нет и не может быть речи о доминировании в понимании дембелей от кинологии!
И да, ещё раз о сроках. Принято считать, что
в среднем этот период наступает в девять-десять месяцев.
Но по ряду причин сроки его наступления могут растягиваться с восьми (такие "скороспелые" товарищи встречаются относительно нечасто) и почти до двенадцати месяцев. Запоздалая социализация, как правило, обусловлена более ранними пробелами в #развитии и общим "сдвигом вправо". Тогда с этим связаны и другие проблемы самооценки, и общая инфантильность.
Если возникли какие-то сложности – с ними нужно разбираться, не откладывая в долгий ящик. Хотя годовалый возраст формально и не относится к "критическим периодам", но "педагогическая запущенность" будет сказываться чем дальше, тем сильнее.
А до следующего переломного момента ещё, как кажется, уйма времени. Но это обманчивое впечатление: год пролетит стремительно и незаметно, как рисуют в мемасах. Нужно обязательно успеть "подтянуть хвосты". Ведь следующий важный этап наступает уже около двух лет.
Это возраст окончательного формирования психики
У него нет специального названия, но это аналог человеческого "кризиса 25-летия". Некоторым (не всем) он знаком на собственном опыте: "я уже взрослый человек, а с делом жизни не определился, боже, какой ерундой я занимаюсь!" У людей это отчасти связано с выходом из студенчества в самостоятельное плавание, но у него есть одна общая черта с животными. К этому возрасту окончательно формируется не только тело, но и личность. Потом менять привычки становится существенно труднее.