Найти тему

Календарь развития. Часть 1: азы

Я долго не касался этой темы. Писал про необходимость ранних прогулок, про сроки отъёма щенков, но в целом всю хронологию развития не охватывал. И, как всегда, на эту тему существует море публикаций, зачастую противоречащих друг другу и весьма далёких от того,чему нас учат классики. Наверно, пришло время порассуждать и об этом.

Вы, наверно, удивитесь, но тема проста до невозможности. Весь фокус только в том, что существует бесчисленное множество вариаций и отсебятины, как и во многих других подобных вопросах.

Фото из коллекции. Источник неизвестен.
Фото из коллекции. Источник неизвестен.

Тем не менее, первоначальную модель предложил один из основоположников #бихевиоризма – Грегори Бейтсон. Поэтому и саму модель назвали в его честь – "поезд Бейтсона". Почему "поезд"? Да потому, что Бейтсон иллюстрировал свою модель наглядным примером.

Представьте, что вы едете в поезде по незнакомой местности, а окна в вагоне закрыты. Но они открываются по некоему закону. И, для того, чтобы составить представление об окружающем пейзаже, вам нужно оказаться у нужного окна в тот момент, когда оно откроется. И полноту ваших впечатлений может обеспечить или случай, на который полагаться крайне ненадёжно, или знание той закономерности, по которой открываются окошки.

На первый взгляд, полная ерунда. Где такое видано? Но это лишь наглядный пример. А речь идёт о законах развития #психики . Иными словами, для формирования (ну, или активации – речь может идти и о том, и о другом с равным успехом) определённых психических функций природой отведён строго определённый промежуток времени. Остаётся только знать, когда что должно происходить.

Самое забавное, что хронологию #развития наших, двуногих отпрысков мы хорошо знаем. Во всяком случае, те, кого это касается. В каком возрасте младенец должен переворачиваться, в каком садиться, когда головку держать, когда гулить, когда разговаривать... ну, и так далее, вплоть до пенсии. И всякие вольности в этом вопросе с большой вероятностью приводят к проблемам. "В двадцать лет ума нет – уже не будет, в тридцать лет жены нет – уже не будет" и так далее. Народная мудрость не на пустом месте родилась. Да и в более раннем возрасте отклонения в развитии предопределяют дальнейшие проблемы. Даже игрушки – и те нужно выбирать по возрасту, а не по красоте или дороговизне.

Вот, кстати, до боли знакомый мне пример. Когда младенец, которому, ясное дело, ещё года не было, сидел в манежике, мать забрасывала его игрушками. Кучей, от пирамидок до китайских машинок с цветомузыкой. И когда детёныш наступал случайно на такую игрушку, а она в ответ начинала голосить, он очень быстро привык не обращать на это никакого внимания. А поскольку игрушек было сильно больше десятка, то и сосредоточиться на чём-либо у него не было никакой возможности. Впоследствии этот младенец путал в школьных задачках арифметические действия и величины, с которыми нужно было эти действия совершать.

Так почему же про своих "братьев меньших" (хотя какие они нам меньшие, они же старше нас!) мы этого не знаем? Ответ лежит на поверхности: потому что обыватель убеждён, что всё получается само собой, а знания в этом вопросе – лишняя обуза. Но не тут-то было! Жизнь показывает, что пренебрежение этими сведениями может привести к весьма нежелательным, причём, очень разнообразным, последствиям.

Но начнём с банального расчёта возраста, с которым тоже не совсем всё просто. Обывательская арифметика – "год за семь" – совершенно неверна, и это достаточно очевидно. Её вывели, разделив среднюю продолжительность жизни человека на более чем посредственную продолжительность жизни зверя. С некоторой условностью так можно рассчитывать #возраст только заведомо взрослых животных.

Более точную схему оценки возраста дают, например, британская и французская ветеринарные ассоциации. Они исходят из сопоставления нормального развития для каждого вида. При этом "собачья" и "кошачья" хронология несколько различаются, но не очень существенно. Да и в целом островная и материковая шкалы не так уж разнятся. Вот примерное сопоставление:

  • 3-4 месяца — 4-5 лет
  • 6 месяцев — 10 лет
  • 9-10 месяцев — 13-14 лет
  • 1 год — 16 лет
  • 2 года — 24 года
  • 3 года — 30 лет
  • далее каждый следующий год — + 5 лет.

Уже можно видеть, что наши #питомцы по сравнению с нами развиваются нелинейно; в начале жизни их развитие чрезвычайно стремительно. Это необходимо учитывать, когда имеете дело с малышом: чуть ли не каждый день промедления обернётся пробелами в развитии, которые потом без специальных знаний и особых мероприятий не восполнить.

Впрочем, внимательный читатель, помнящий, что прежде нормой считалась продолжительность жизни #собак и #кошек в среднем около 15 лет, скажет, что по нашим меркам, если верить приведённой здесь шкале, это долгожительство. Выходит, тогда звери должны жить до 90 наших лет? Ничего против не имею! Но и эту шкалу можно несколько уточнить, "растянув" период зрелости – лет с семи (а с десяти уже почти наверняка) считать год не за пять, а за три. Хотя тут уже многое зависит от породных и индивидуальных особенностей.

Особо отмечу, что эта оценка возраста – комплексная, она учитывает не только физическое развитие и возрастные изменения в организме, но и особенности психики. И тут мы подходим к главному: ключевым, или, как их называли бихевиористы, критическим периодам развития.

Итак:

Подсосный период

Казалось бы, с ним всё просто: это тот срок, когда малыши находятся "под мамкой", то есть, сука (или кошка) кормит, выхаживает, опекает и воспитывает потомство практически самостоятельно.

И тут я понял, что втиснуть всё в одну статью разумного размера не получится... Продолжение следует!




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru, а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist .