Найти тему

Календарь развития. Часть 3: вселенная расширяется

Оглавление

Я долго не касался этой темы. Писал про необходимость ранних прогулок, про сроки отъёма щенков, но в целом всю хронологию развития не охватывал. И, как всегда, на эту тему существует море публикаций, зачастую противоречащих друг другу и весьма далёких от того,чему нас учат классики. Наверно, пришло время порассуждать и об этом.

Вы, наверно, удивитесь, но тема проста до невозможности. Весь фокус только в том, что существует бесчисленное множество вариаций и отсебятины, как и во многих других подобных вопросах.

Теперь о том, что не влезло в первую и вторую части

...Кажется, я обеспечил себя темами для статей надолго.

Второй месяц жизни

Пуделята на прогулке. Строго говоря, тут они уже постарше. / Скриншот видео, любезно предоставленного Дарьей Сергеевной Ивановой, нашей последовательницей и просто хорошей подругой.
Пуделята на прогулке. Строго говоря, тут они уже постарше. / Скриншот видео, любезно предоставленного Дарьей Сергеевной Ивановой, нашей последовательницей и просто хорошей подругой.

Это время крайне интенсивного развития, когда на счету буквально каждый день. И главная его особенность – обязательное расширение жизненного пространства и развитие представлений о нём. Кошакам в этом плане немного проще, их вселенная в принципе поменьше. А вот если #щенок не начинает гулять в самом начале этого периода, вся его будущая жизнь идёт наперекосяк.

И это – главное, что нужно знать о возрасте между месяцем и двумя.

Во-первых

Это возраст, когда закладываются базовые знания о мире: солнышко греет, дождик мокрый, снег холодный, травка зелёная... Без этих представлений просто невозможно будет оценить любую ситуацию, в которую попадёт зверёк: нормальная она или опасная, нужно ли срочно что-то предпринимать, чтобы спастись, или обойдётся. Это фундамент всей остальной психики. И получить эти знания можно только на улице: сидя дома, всего этого не увидишь и не почувствуешь.

А логика проста: любое принятие решения – убегать ли, драться или вовсе получать удовольствие от происходящего – начинается с оценки фактов. А если наблюдаемые факты не входят в число известных, то тем хуже... нет, не для них. Для того, кто их пытается оценивать. Ведь тогда они по определению попадают в разряд потенциально опасных.

Что то же самое, всё новое, незнакомое вызывает #стресс – приспособительную реакцию. Помните формулу, которую я приводил в недавней статье?

В этой формуле Е – это сила эмоционального отклика (или, что почти то же самое, сила стресса), которая зависит от: N – новизны информации, I – её объёма (экспозиции, пользуясь фотографическим термином), S – субъективной значимости ситуации (в т.ч. с точки зрения выживания), P – возможности (вероятности) удовлетворения потребности своими силами и H – участия партнёра.
В этой формуле Е – это сила эмоционального отклика (или, что почти то же самое, сила стресса), которая зависит от: N – новизны информации, I – её объёма (экспозиции, пользуясь фотографическим термином), S – субъективной значимости ситуации (в т.ч. с точки зрения выживания), P – возможности (вероятности) удовлетворения потребности своими силами и H – участия партнёра.

Если набор известных фактов в тезаурусе – "базе данных" #мозга недостаточен, то новизна любого события, а вместе с ней и объём новой информации, стремятся к звёздам, увеличивая силу стресса в геометрической прогрессии (буквально) и превращая его в #дистресс. Способа адаптации, или, проще говоря, эффективного приспособительного поведения, не находится, наступает мнимая резистентность или истощение.

Но это кагбэ теория. На практике это означает, что подопечный начинает бояться всего и вся – просто на всякий случай. А последствия могут быть самыми разнообразными – от спонтанных глупостей до прямого ущерба здоровью и даже развития #психосоматики в не очень отдалённом будущем.

Во-вторых

Напоминаю, что даже в этом возрасте (на самом деле, и раньше) начинают "включаться" самые разные врождённые стереотипы. Из того, что у меня постоянно на языке – умение распознавать съедобное и несъедобное. Учёные установили, что это врождённое знание, но для его активации необходим определённый опыт, получаемый при жизни. Мало того – установили срок, в течение которого может активироваться этот инстинкт. Это ровнёхонько пятая-шестая недели жизни, ни днём позже.

А это значит, что именно в этом возрасте малыш норовит тянуть в рот всякую пакость: хорошо, если это будет травка, чуть похуже – если рассыпанные кем-то чипсы, и совсем плохо – если шкурки от сосисок... Но ему это совершенно необходимо, это обязательный этап #развития его мозга!

А ведь дело не только в съедобном-несъедобном. Есть ведь и другие функции нервной системы, которые так же задействуются в этом возрасте. Именно поэтому я столько внимания уделяю самостоятельным (не на хозяских ручках, а своими ножками!) прогулкам.

Кстати, возвращаясь к теме иммунитета у малышей. Помните античную максиму: "в здоровом теле – здоровый дух"? А вы не догадывались, что мы привыкли толковать это выражение "не с того конца"? То есть, духовное (ну, или душевное, хотя тут уже возникают ненужные ассоциации) здоровье – как минимум, равноправное условие здоровья телесного. Иммунитет – штука многогранная, и стрессы, возникающие в силу пробелов в развитии, на здоровье влияют не менее (и даже более!) губительно, чем любая зараза сама по себе. Поэтому создавать тепличные условия, заворачивать малька в ватку означает не укреплять, а ПОДРЫВАТЬ его иммунитет!

И в-третьих

Я предупреждал, что не раз буду возвращаться к теме пространственного восприятия. Слово надо держать, и я выполняю своё обещание. И, как я уже упомянул, это едва ли не главная практическая особенность этого возраста.

У малыша стремительно расширяется его Ойкумена. Это тесно связано с необходимостью #познания мира, но это же отражается и на развитии представлений о пространстве. Помните, я упоминал о бордоске, которая не умела ходить по прямой? Мне это напоминает фантастику Снегова, где всякие далёкие от нас во всех смыслах цивилизации активно баловались с метрикой пространства, превращая её из привычной нам Эвклидовой в любую иную.

Для любопытных: метрика #пространства – это, по сути, способ определения кратчайшего расстояния между точками, связанный с "формой" пространства. Из известных неэвклидовых метрик можно вспомнить примеры Лобачевского, Римана или даже простейшую, на обычной плоскости – "Нью-Йорк", где расстояние между точками на "сетке" определяется простой суммой прямоугольных координат.

Так вот, ребятёнок просто обязан во втором месяце жизни познать все прелести нашего пространства. Получить представление о расстоянии, его связи со скоростью передвижения и т.д., и т.п. Радиус жизненных #зон тесно связан с размерами тела и подвижностью зверя, и всё это закладывается именно во втором месяце жизни и далее, по мере самостоятельного освоения окружающего мира. Пропустить этот этап означает лишить малого возможности оценивать, в конечном счете, свой "горизонт событий" – зону, в которой происходящее может быть для него актуально.

Как видите, фундамент закладывается очень серьёзный – не на хлипких столбиках и даже не на отдельных булыжниках, а сложный и монолитный. Без него невозможно дальнейшее "строительство".

А этот этап плавно и почти незаметно перетекает в следующий –

Возраст первичной (детской) социализации

Собственно, этим уже всё сказано. Нужно только напомнить нынешним "понахватавшимся" выпускникам двухнедельных курсов и тем, кто привык им верить, что социализация – это именно этап развития, а не приучение спокойно сидеть при виде прибывающей электрички. Но это я сделаю уже в следующей части.

Продолжение следует!




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru, а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist .