Я долго не касался этой темы. Писал про необходимость ранних прогулок, про сроки отъёма щенков, но в целом всю хронологию развития не охватывал. И, как всегда, на эту тему существует море публикаций, зачастую противоречащих друг другу и весьма далёких от того,чему нас учат классики. Наверно, пришло время порассуждать и об этом.
Вы, наверно, удивитесь, но тема проста до невозможности. Весь фокус только в том, что существует бесчисленное множество вариаций и отсебятины, как и во многих других подобных вопросах.
Теперь о том, что не влезло в первую и вторую части
...Кажется, я обеспечил себя темами для статей надолго.
Второй месяц жизни
Это время крайне интенсивного развития, когда на счету буквально каждый день. И главная его особенность – обязательное расширение жизненного пространства и развитие представлений о нём. Кошакам в этом плане немного проще, их вселенная в принципе поменьше. А вот если #щенок не начинает гулять в самом начале этого периода, вся его будущая жизнь идёт наперекосяк.
И это – главное, что нужно знать о возрасте между месяцем и двумя.
Во-первых
Это возраст, когда закладываются базовые знания о мире: солнышко греет, дождик мокрый, снег холодный, травка зелёная... Без этих представлений просто невозможно будет оценить любую ситуацию, в которую попадёт зверёк: нормальная она или опасная, нужно ли срочно что-то предпринимать, чтобы спастись, или обойдётся. Это фундамент всей остальной психики. И получить эти знания можно только на улице: сидя дома, всего этого не увидишь и не почувствуешь.
А логика проста: любое принятие решения – убегать ли, драться или вовсе получать удовольствие от происходящего – начинается с оценки фактов. А если наблюдаемые факты не входят в число известных, то тем хуже... нет, не для них. Для того, кто их пытается оценивать. Ведь тогда они по определению попадают в разряд потенциально опасных.
Что то же самое, всё новое, незнакомое вызывает #стресс – приспособительную реакцию. Помните формулу, которую я приводил в недавней статье?
Если набор известных фактов в тезаурусе – "базе данных" #мозга недостаточен, то новизна любого события, а вместе с ней и объём новой информации, стремятся к звёздам, увеличивая силу стресса в геометрической прогрессии (буквально) и превращая его в #дистресс. Способа адаптации, или, проще говоря, эффективного приспособительного поведения, не находится, наступает мнимая резистентность или истощение.
Но это кагбэ теория. На практике это означает, что подопечный начинает бояться всего и вся – просто на всякий случай. А последствия могут быть самыми разнообразными – от спонтанных глупостей до прямого ущерба здоровью и даже развития #психосоматики в не очень отдалённом будущем.
Во-вторых
Напоминаю, что даже в этом возрасте (на самом деле, и раньше) начинают "включаться" самые разные врождённые стереотипы. Из того, что у меня постоянно на языке – умение распознавать съедобное и несъедобное. Учёные установили, что это врождённое знание, но для его активации необходим определённый опыт, получаемый при жизни. Мало того – установили срок, в течение которого может активироваться этот инстинкт. Это ровнёхонько пятая-шестая недели жизни, ни днём позже.
А это значит, что именно в этом возрасте малыш норовит тянуть в рот всякую пакость: хорошо, если это будет травка, чуть похуже – если рассыпанные кем-то чипсы, и совсем плохо – если шкурки от сосисок... Но ему это совершенно необходимо, это обязательный этап #развития его мозга!
А ведь дело не только в съедобном-несъедобном. Есть ведь и другие функции нервной системы, которые так же задействуются в этом возрасте. Именно поэтому я столько внимания уделяю самостоятельным (не на хозяских ручках, а своими ножками!) прогулкам.
Кстати, возвращаясь к теме иммунитета у малышей. Помните античную максиму: "в здоровом теле – здоровый дух"? А вы не догадывались, что мы привыкли толковать это выражение "не с того конца"? То есть, духовное (ну, или душевное, хотя тут уже возникают ненужные ассоциации) здоровье – как минимум, равноправное условие здоровья телесного. Иммунитет – штука многогранная, и стрессы, возникающие в силу пробелов в развитии, на здоровье влияют не менее (и даже более!) губительно, чем любая зараза сама по себе. Поэтому создавать тепличные условия, заворачивать малька в ватку означает не укреплять, а ПОДРЫВАТЬ его иммунитет!
И в-третьих
Я предупреждал, что не раз буду возвращаться к теме пространственного восприятия. Слово надо держать, и я выполняю своё обещание. И, как я уже упомянул, это едва ли не главная практическая особенность этого возраста.
У малыша стремительно расширяется его Ойкумена. Это тесно связано с необходимостью #познания мира, но это же отражается и на развитии представлений о пространстве. Помните, я упоминал о бордоске, которая не умела ходить по прямой? Мне это напоминает фантастику Снегова, где всякие далёкие от нас во всех смыслах цивилизации активно баловались с метрикой пространства, превращая её из привычной нам Эвклидовой в любую иную.
Для любопытных: метрика #пространства – это, по сути, способ определения кратчайшего расстояния между точками, связанный с "формой" пространства. Из известных неэвклидовых метрик можно вспомнить примеры Лобачевского, Римана или даже простейшую, на обычной плоскости – "Нью-Йорк", где расстояние между точками на "сетке" определяется простой суммой прямоугольных координат.
Так вот, ребятёнок просто обязан во втором месяце жизни познать все прелести нашего пространства. Получить представление о расстоянии, его связи со скоростью передвижения и т.д., и т.п. Радиус жизненных #зон тесно связан с размерами тела и подвижностью зверя, и всё это закладывается именно во втором месяце жизни и далее, по мере самостоятельного освоения окружающего мира. Пропустить этот этап означает лишить малого возможности оценивать, в конечном счете, свой "горизонт событий" – зону, в которой происходящее может быть для него актуально.
Как видите, фундамент закладывается очень серьёзный – не на хлипких столбиках и даже не на отдельных булыжниках, а сложный и монолитный. Без него невозможно дальнейшее "строительство".
А этот этап плавно и почти незаметно перетекает в следующий –
Возраст первичной (детской) социализации
Собственно, этим уже всё сказано. Нужно только напомнить нынешним "понахватавшимся" выпускникам двухнедельных курсов и тем, кто привык им верить, что социализация – это именно этап развития, а не приучение спокойно сидеть при виде прибывающей электрички. Но это я сделаю уже в следующей части.