Найти в Дзене
История транспорта

Ил-86 в Армянском управлении гражданской авиации

В начале восьмидесятых годов Ереванский воздушный узел столкнулся с большим спросом на пассажирские перевозки, который намного опережал имеющиеся у АУГА возможности. К тому времени в 279-м Ереванском авиаотряде трудилось 11 Ту-134А и 15 Ту-154Б, Б-1 и Б-2. Самое перегруженное направление – Ереван – Москва. Летом 1983 года на нём было десять рейсов на Ту-154, восемь из которых были ежедневные. Следом шло Ереван – Минеральные Воды: 3 ежедневных рейса, 2 на Ту-154 и 1 на Ту-134, Ереван – Ленинград (2 рейса на Ту-154) и Ереван – Киев (2 рейса на Ту-154). И при этом мест катастрофически не хватало!

Данные обстоятельства привели в 1984 году руководство Армянского УГА к идее о необходимости освоения нового тогда широкофюзеляжного самолёта-аэробуса Ил-86, рассчитанного на перевозку 350 пассажиров.

Первоначальная реакция министра гражданской авиации СССР Бориса Павловича Бугаева на это предложение армянских коллег была резко отрицательной. Причиной тому была общая слабая профессиональная подготовка лётного состава и низкая технологическая дисциплина при выполнении членами экипажей своих обязанностей во время подготовки к полётам и при их выполнении. Что в конечном итоге выливалось в череду предпосылок к ЛП и катастроф.

Но специалисты АУГА не сдавались, и в 1985 году специальная комиссия ГосНИИ ГА, назначенная приказом Бугаева и изучившая на месте представленное ереванскими специалистами технико-экономическое обоснование, подтвердила его, и в своих выводах рекомендовала заявку Армянского управления на освоение Ил-86 удовлетворить. При этом Б.П. Бугаев предупредил Д. Атбашьяна о его личной ответственности за малейший брак в подготовке лётного и инженерно-технического персонала, занятого на Ил-86, а также за вероятные нарушения безопасности полётов.

В конце 1985 года группа из наиболее подготовленного лётного и инженерно-технического персонала во главе с начальником Армянского УГА Дмитрием Атбашьяном отправилась в Ульяновскую ШВЛП для переподготовки на самолёт Ил-86. В числе первых, кому доверили обучение на новую технику были пилоты: П. Багдасарян, А. Давтян, Г. Оганесян, М. Галоян, З. Буюкян. В апреле 1986 года эта группа завершила обучение. Для контроля качества её подготовки, вся группа была приглашена к Генеральному конструктору ОКБ имени Ильюшина Генриху Новожилову. В ОКБ была устроена пристрастная проверка готовности всей группы к освоению Ил-86 в Армении.

По распоряжению Бугаева, ввод в строй экипажей и стажировку инженерно-технического состава Армянского управления поручили Внуковскому производственному объединению гражданской авиации.

Программу ввода в строй на самолёте Ил-86 начальник АУГА Атбашьян прошёл в мае-июне 1986 года в составе опытного экипажа пилота-инструктора Александра Тимофеева. Как вспоминал позже сам Д. Атбашьян, Борис Павлович Бугаев распорядился: «…пусть полетает с русскими ребятами, набьёт руку».

2 июля 1986 года на самолёте Ил-86 СССР-86076 в составе инструкторского экипажа ВПО А. Тимофеева, Д. Атбашьян выполнил первый технический рейс Внуково – Ереван.

Ил-86 СССР-86076 в Ереванском аэропорту Звартноц, 1986 год. Источник указан на фото.
Ил-86 СССР-86076 в Ереванском аэропорту Звартноц, 1986 год. Источник указан на фото.

В аэропорту «Звартноц» рейс встречала специальная комиссия министерства, проверявшая готовность всех служб аэропорта во главе с начальником лётной службы МГА Владимиром Потёмкиным. По итогам этого рейса аэропорт «Звартноц» был допущен к приёму и обслуживанию самолётов Ил-86 с 17 июля 1986 года.

С 29 ноября 1986 года начались регулярные полёты самолётов Ил-86 с армянскими экипажами в Москву, во время которых внуковские инструкторские экипажи производили и ввод в строй экипажей 279-го отряда.

В восьмидесятые годы собственного флота Ил-86 в Армянском управлении не было: самолёты брались во Внуковском ПО, после чего выполняли несколько рейсов на направлении Москва – Ереван и Ереван – Ленинград по схеме: 893 => 894 => 903 => 7217 => 7218 => 904 и возвращались обратно во Внуково.

Некоторые источники упоминают, что в 1986 – 1987 гг. в АУГА работали машины №№86076, 86082, 86085, 86086. Но это не соответствует действительности, а по документам вышеозначенные самолёты не покидали Внуково. По-видимому, ветеранам АУГА эти борта запомнились больше всего. Либо внуковцы давали их ереванцам чаще других. Одновременно с экипажами Армянского управления работало два внуковских Ил-86, а с 1990 года – три.

20 июня 1991 года авиаторы Армении получили в своё распоряжение первый базовый Ил-86 СССР-86117. В конце июля к ним добавились новый 86118 и ранее работавший в Внуково 86076. Примечательно, что именно 86076 в 1986 году открывал движение на трассе Москва – Ереван.

Ил-86 СССР-86117 на перроне ереванского аэропорта «Звартноц». Обратите внимание на эмблему «Армавиа» на киле и надпись «Армянские авиалинии» на борту. Автор фото: RedRipper24
Ил-86 СССР-86117 на перроне ереванского аэропорта «Звартноц». Обратите внимание на эмблему «Армавиа» на киле и надпись «Армянские авиалинии» на борту. Автор фото: RedRipper24
Ил-86 СССР-86118 на перроне ереванского аэропорта «Звартноц». Обратите внимание на эмблему «Армавиа» на киле. Автор фото: RedRipper24
Ил-86 СССР-86118 на перроне ереванского аэропорта «Звартноц». Обратите внимание на эмблему «Армавиа» на киле. Автор фото: RedRipper24
Ил-86 СССР-86076 на перроне ереванского аэропорта «Звартноц», уже в нерабочем состоянии, 16 мая 1996 года. Источник и автор указаны на фото
Ил-86 СССР-86076 на перроне ереванского аэропорта «Звартноц», уже в нерабочем состоянии, 16 мая 1996 года. Источник и автор указаны на фото

Справочные данные.

Список Ил-86, работавших в Ереванском ОАО в 1991 гг:

86076, 86117, 86118.

Хронология открытия рейсов 279-го ао на Ил-86 из Еревана:

Направление/годы работы

Москва (Внуково) 1986 –

Ленинград 1987 –

Предыдущие статьи цикла:

Эксплуатация Ил-86 во Внуково

Эксплуатация Ил-86 в ЦУМВС

Эксплуатация Ил-86 в Ленинграде

Эксплуатация Ил-86 в Ташкенте

Эксплуатация Ил-86 в Алма-Ате

Эксплуатация Ил-86 в Новосибирске

Как Ил-86 в Ростов летал

Полёты Ил-86 в Кемерово

Ил-86 в Абакане

Спасибо за внимание.