Найти тему
История транспорта

Ил-86 в Узбекском управлении гражданской авиации

Аэропорт столицы Узбекской ССР был первым в Советском Союзе, куда 26 декабря 1980 года начались пассажирские рейсы на новом тогда отечественном широкофюзеляжном самолете Ил-86. Первый рейс самолета Ил-86 СССР-86006 по маршруту Внуково — Ташкент — Внуково совершен экипажем В.А. Калиманова и А.С Каледина. Более подробно об этом событии я писал в статье про историю Внуковских Ил-86 вот здесь. А уже в 1981 году авиаторы 203-го летного отряда приступили к обучению на новый тип. Обучение происходило на базе Внуковского производственного объединения гражданской авиации, которое первым в стране освоило работу на «восемьдесят шестом» и теперь делилось своим опытом с коллегами из других авиаотрядов страны.

22 декабря 1982 года Узбекское управление гражданской авиации получило свой первый Ил-86 СССР-86052.

В течение января 1983 года на 86052 производились тренировочные полеты по кругу вокруг базового аэропорта, а 25 января был выполнен технический рейс Ташкент — Минеральные Воды с делегацией Уз УГА и техническими специалистами на борту. С 1 июля 1983 года рейсом 4997/4998 Ил-86 заменил на регулярке Ил-62 на трассе Ташкент — Минеральные Воды. По 11 августа рейс выполнялся ежедневно, а затем пять раз в неделю по вторникам, средам, пятницам, субботам и воскресеньям.

Ил-86 СССР-86052 в аэропорту Ташкент, 1983 год. Скан из журнала «Гражданская Авиация».
Ил-86 СССР-86052 в аэропорту Ташкент, 1983 год. Скан из журнала «Гражданская Авиация».

С 15 августа 1983 года узбекские Ил-86 полетели в Новосибирский аэропорт Толмачево. Рейс 4969/4970 выполнялся два раза в неделю, по понедельникам и четвергам.

А вот с рейсами в Москву не все складывалось гладко. Запущенный 2 марта 1983 года рейс 666/665 Ташкент — Москва (Внуково) проработал только до 31 марта и далее заменен на Ил-62. Причин отмены этого рейса я не знаю.

3 мая 1983 года запущен второй рейс — 654/653 Ташкент — Москва (Домодедово). Рейс просуществовал по 11 июня и также заменен на Ил-62. Причиной замены типа в этом случае была неготовность аэропорта Домодедово к приему и обслуживанию самолетов Ил-86.

И, наконец, 11 июня введен ежедневный рейс 664/663 на Ил-86 Ташкент — Москва (Внуково). Таким образом, на направлении Москва — Ташкент всю вторую половину 1983 года работало только два Ил-86: уже упомянутого 664/663 и рейса 667/668, который обслуживало Внуковское ПО.

В течение 1983 авиаторы Узбекистана получили в свое распоряжение три новых Ил-86: 86053, 86056 и 86057.

Узбекский Ил-86 СССР-86057. Источник и автор указаны на фотографии.
Узбекский Ил-86 СССР-86057. Источник и автор указаны на фотографии.

Постепенная «экспансия» узбекских Ил-86 на московском направлении началось в 1984 году. 1 января Ил-86 поставили на на рейс 662/661, 10 июня на рейс 668/667 и 1 июля на рейс 670/669. Тогда же, с января 1984 года, аэропорт Домодедово стал принимать «восемьдесят шестые» на постоянной основе.

С 20 октября 1984 года Ил-86 заменил Ил-62 на рейсе 5031/5032 Ташкент — Симферополь.

В 1984 году 203-й отряд получил два Ил-86: новый с завода 86064 и из другого подразделения Аэрофлота 86012.

Ташкентский Ил-86 СССР-86012 в московском аэропорту Домодедово, 20 июля 1991 года. Автор фото Крис Ченнелл.
Ташкентский Ил-86 СССР-86012 в московском аэропорту Домодедово, 20 июля 1991 года. Автор фото Крис Ченнелл.

В ночь с 1 на 2 января 1985 года рейсом 5059/5060 началась эксплуатация Ил-86 на трассе Ташкент — Ульяновск — Ленинград. Других рейсов за 1985 год на Ил-86 не открывалось.

В 1985 году был получен один новый Ил-86 86072.

15 июня 1986 года Ил-86 полетел из Ташкента в Сочи рейсом 5021/5022.

В 1986 году был получен один новый Ил-86 86083.

Ил-86 СССР-86083 в московском аэропорту Домодедово. Фото с обложки журнала «Гражданская Авиация» №6 за 1987 год.
Ил-86 СССР-86083 в московском аэропорту Домодедово. Фото с обложки журнала «Гражданская Авиация» №6 за 1987 год.

В 1987, 1988 и 1989 годах маршрутная сеть узбекских «баклажанов» существенного изменения не претерпела. Сразу несколько новых направлений появилось в 1990 году. 14 мая 1990 года на рейс 4993/4994 Ташкент — Алма-Ата ввиду значительного пассажиропотока между двумя столицами вместо Ту-154 поставили Ил-86 .

23 июня 1990 года узбекский Ил-86 совершил свой первый чартерный рейс за пределы СССР. В этот день из Ташкента в Джидду была доставлена группа паломников в Мекку.

С 15 октября 1990 года открылся рейс 5041/5042 Ташкент — Киев с промежуточной посадкой в Сухуми.

Ил-86 СССР-86016. Автор фотографии Йохан Люнгдаль.
Ил-86 СССР-86016. Автор фотографии Йохан Люнгдаль.

С 1 января 1991 года Ил-86 стал принимать аэропорт столицы Каракалпакской АССР — Нукус. А 4 апреля концерн «Узбекские Авиалинии» открыл на Ил-86 рейс 695/696 Москва — Нукус.

3 мая 1991 года открыт последний за советскую историю рейс Ил-86 узбекского управления 4935/4936 Ташкент — Хабаровск через Абакан. Ранее на этой трассе летал Ил-62.

Справочные данные:

Список Ил-86, работавших в 203-м ло Ташкентского ОАО с 1983 по 1991 гг:

86012, 86016, 86052, 86053, 86056, 86057, 86062 (аренда), 86064, 86072, 86083, 86090.

Хронология открытия регулярных рейсов 203-го ло на Ил-86 из Ташкента:

Алма-Ата 1990 -

Дели 1991 -

Киев через Сухуми 1990

Киев 1991

Ленинград через Ульяновск 1985

Ленинград 1986, 1987, 1991

Ленинград через Свердловск 1988 - 1990

Минеральные Воды 1983 -

Москва (Внуково) 1983

Москва (Домодедово) 1983, 1984 -

Новосибирск 1983 -

Симферополь 1984 -

Сочи 1985 -

Хабаровск через Абакан 1991 -

Хронология открытия регулярных рейсов 203-го ло на Ил-86 из Нукуса:

Москва (Домодедово) 1991 -

Предыдущие статьи цикла истории серии Ил-86:

Ил-86 во Внуковском ПО

Ил-86 в Ленинградском управлении ГА

Ил-86 в ЦУМВС

Спасибо за внимание!

#ил-86 #ил86 #il-86 #ташкент #аэрофлотссср