Немцы использовали различный автотранспорт для перевозки артиллерийских систем. Этим выгодно отличались от РККА, где в начальный период войны была конная тяга. Одним из самых распространенных был полугусеничный тягач Sd.Kfz.11.
Бронетранспортёр вермахта Sd.Kfz. 250 - лучший вариант для Восточного фронта
Проектирование и выпуск
Тягач спроектировали в 1933 году фирма «Ганза-Ллойд-Голиаф». Производство тягачей началось в 1936 году в ганноверской компании "Ганомаг".
Мощностей у "Ганомага" не хватало. Поэтому к его производству присоединились фирмы «Адлер», «Герман-Гёринг-Верке» и «Вандерер» на заводах Hanomag, Hansa-Lloyd, Adler, Borgward, Horch и Hermann-Göring-Werke. Производство велось до конца войны в 1945 году. Выпустили 9000 тягачей. В основном использовались для перевозки полевой гаубицы 10,5 см. Тягач возил и боекомплект для орудия. Скорость по шоссе - 53 км/час.
Модификации тягача
- Sd.Kfz. 11/1 — машина для транспортировки реактивного миномета 10cm Nb.W. 35;
- Sd.Kfz. 11/2 — машина для дегазации;
- Sd.Kfz. 11/3 — для распыления отравляющих веществ. Использовался как постановщик дымовых завес
- Sd.Kfz. 11/4 — для транспортировки реактивной системы залпового огня от 10cm Nb.W. 40 до 21cm Nb.W. 42;
- Sd.kfz. 11/5 — для транспортировки тяжелых реактивных минометов Nebelwerfer 28/32cm Nb.W. 41, s.W.G.40/41 и 30сm Nb.W. 42;
Это основные! Были и менее распространенные модификации.
На экспорт
Немецкая военная промышленность в 1940 году поставила в турецкую армию 50 Sd.Kfz. 11. Был также контракт с венгерской армией о поставке 20 тягачей.
Статьи канала "История и культура Евразии" за 2023 год