Продолжаем наш рассказ о ходе реконструкции Каховской линии Московского метрополитена и ее включению в состав новой Большой Кольцевой линии. С предыдущей частью рассказа можете ознакомиться здесь.
С 2019 года Каховская линия закрыта для пассажиров на масштабную реконструкцию. И сегодня предлагаем посмотреть на результаты этой многолетней работы.
Сначала небольшая предыстория. Реконструируемый участок поделен на 2 больших отрезка. Участок от станции «Каховская» до камеры съездов в депо у станции «Варшавская» и уже открыт в составе Южного участка БКЛ в прошлом году (на схеме отмечен синим и розовым цветами). Второй отрезок от вышепоименованной камеры на перегоне «Каховская» - «Варшавская» до бывшего оборотного тупика за станцией «Каширская» относится к Восточному участку Большого Кольца и откроется для пассажиров вместе с остальным участком БКЛ в марте 2023 года (на схеме отмечен салатовым и голубым).
Еще раз напомним о том, какой объём работ выполняется на Каховской линии:
На первом этапе из эксплуатации были выведены из эксплуатации пути от «Варшавской» до «Каховской». 30 марта 2019 года на закрывшемся участке начались работы по реконструкции в рамках интеграции Каховской линии в состав БКЛ.
На втором этапе, с 26 октября 2019 г., полностью прекратилось движение по второму пути от «Каширской» до «Каховской», в эксплуатации остался лишь один участок пути от «Каширской» до «Варшавской» (обозначен зеленым) - по нему поезда с Замоскворецкой линии попадали в электродепо "Замоскворецкое":
С 10 апреля 2021 года закрылось на реконструкцию электродепо "Замоскворецкое", поэтому и этот тоннель стал не нужен. Его также вывели из эксплуатации.
Как видно на схеме, покраснел и оборотный тупик за станцией «Каширская», в котором оборачиваются поезда для следования в обратном направлении. С выводом из эксплуатации он полностью прекратил свое существование - тоннель тупика находится в слишком сильной кривой, поэтому он будет спрямлен и передан в состав перегонного тоннеля до «Кленового Бульвара». Соединительный "кусочек" между двумя тоннелями будет разобран, а тупик перемесится на соседний перегон и расположится за станцией «Кленовый Бульвар», где он будет очень необычной конфигурации:
Как вы понимаете, все эти работы сделали невозможным эксплуатацию Каховской линии для движения поездов с пассажирами. Но эти работы необходимы для подключения станций, тоннелей и всей инфраструктуры 1969 года к новой Большой Кольцевой линии. Вопрос в том, что полного закрытия линии всё же можно было избежать, правда, это увеличило бы сроки проведения работ. Но был выбран более простой, быстрый и менее затратный путь, поэтому для пассажирам юга Москва всё же пришлось на 3 года лишиться удобнейшей транспортной связки. И в условиях нынешнего закрытия участка Замоскворецкой линии от «Орехово» до «Автозаводской» на полгода (а может и дольше) нехватка этой связки «Каширской» с "серой" линией ощущается наиболее остро.
А теперь о хорошем. Главное, что заметят пассажиры - после проведения реконструкции поезда смогут ездить с большей скоростью и парностью, а станции заметно преобразятся. Отделочные работы на всех трёх станциях уже завершены. Давайте же посмотрим, что получилось и сравним с первоначальным обликом этих станций.
«Каховская»
Начнём осмотр со станции «Каховская», которая открылась после реконструкции год назад - 7 декабря 2021 года.
Станция представляет собой классическую "сороконожку" (по конструкции - колонная трёхпролётная мелкого заложения). Была открыта в августе 1969 года в составе Замоскворецкой линии, а в 1995 году три станции, вместе «Варшавской» и двумя путями станции «Каширская», были выделены в отдельную Каховскую линию. В 2014-2015 году в подуличных переходах и вестибюлях станции был проведен ремонт.
В ходе реконструкции в 2019-2021 годах был смонтированы новые входные павильоны.
Лестничные сходы. Из ключевого здесь - добавлен инфракрасный подогрев ступеней.
Подуличные переходы также подверглись полному обновлению.
Восточный вестибюль.
Западный вестибюль станции для пассажиров открылся позже - 6 апреля 2022.
При этом он сбыл перестроен полностью и стал в 2 раза вместительнее. Это связано с тем, что строится второй выход (он же пересадка) станции «Севастопольская» и этот вестибюль будет общим для станций БКЛ и Серпуховско-Тимирязевской линии.
Видеообзор:
Также в этом вестибюле установлен лифт, ведущий с уровня улицы на уровень вестибюля (в восточном вестибюле лифта нет).
Особенностью стали являлись её колонны в форме правильного восьмиугольника – обычно на станциях, построенных по этому типовому проекту, колонны квадратные. Путевые стены «Каховской» украшены оригинальными панно-барельефами, посвященными Гражданской войне. В ходе реконструкции исторический облик станции обещали максимально сохранить.
Смотрим на результат проведенных работ:
Исторические панно отреставрированы и возвращены на путевые стены.
Главные из невидимых пассажиру обновлений - установлены современные противопожарные системы и система дымоудаления, обновлены все элементы энергетической инфраструктуры, диспетчеризации, оборудование вентиляционных шахт и друг систем жизнеобеспечения станции.
Противопожарной безопасности уделено особое внимание. В центре платформы появилась вот такая зона пожаробезопасная укрытия для маломобильных групп населения (в случае возникновения пожара или задымления на станции люди могут спрятаться в этом помещении и в безопасности дождаться сотрудников МЧС).
А пересадочные лестничные спуски на станцию «Севастопольская» теперь обрамлены вот такими противодымными витражами.
Также притягивают внимание новые необычные скамейки.
А мы едем на следующую станцию.
«Варшавская» (открытие в марте 2023)
Технический пуск станции состоялся 14 декабря 2022 года, поэтому мы с вами имеем возможность видеть (пока что только по фото), как преобразилась станция.
Начнем с западного вестибюля. Здесь один из входных павильонов остается таким же, каким он и был до закрытия линии.
А вот павильон на противоположной стороне улице теперь совмещен с лифтовым павильоном и вентиляционной камерой, поэтому столь сильно увеличился в габаритах.
Лифт будет только на этом входе.
Подуличный переход. Как он выглядел ранее.
И совсем другим он предстанет перед пассажирами в 2023:
Западный вестибюль. Здесь, как и на соседней «Каховской» в 14-15 годах уже проводился ремонт.
Спуск на станцию.
Интересно, что поскольку эскалаторы ещё не выработали свой ресурс их по соображениям рациональности решили не менять. Но заменять через несколько лет их всё равно придётся.
Подуличный переход восточного вестибюля (пересадочный на одноименную ж/д-станцию) также затронула реновация.
Станция открыта в 1969 году, сооружена по типовому проекту, популярному в 60-70-х годах. Отличительными чертами станции являлись путевые стены, отделанные белой с голубым отливом керамической плиткой необычной формы, а также коваными изображениями Варшавы. При разработке проекта нового оформления станции здесь также было принято решение сохранить привычный облик и в первую очередь – декоративные панно на историческую тему. Также авторы интерьера сохранили форму колонн (но не их цвет).
Литые панно-барельефы, посвященные пейзажам города Варшавы с условными названиями «Колонна Сигизмунда», «Варшавская Ника» (монумент «Героям Варшавы» 1939-1945 гг.), «Старый город», «Парусники на Висле» заняли свои прежние места на путевых стенах.
А вот буквы названия станции решили не сохранять.
И, конечно же, на платформе здесь также появились колонны со спрятанной в них системой дымоудаления.
«Каширская» (открытие в марте 2023)
Из всех станций Каховской линии «Каширскую» затронули наименьшие изменения. Это связано с тем, что оба зала станции (хотя на одном этапе и попеременно) продолжали работать в составе Замоскворецкой линии, в связи с чем реконструкция здесь проходила не столько глобальная, конструктивные элементы станции не затрагивались. Однако, в отделке станция преобразилась довольно существенно.
Начнем осмотр с южного вестибюля. Обновление вестибюлей здесь также проводилось до закрытия станции.
Теперь же вестибюль сильно "пополнел". Это связано с тем, что по новым нормам для эксплуатации станционного комплекса требуются больше различных технических помещений, которые под землю впихнуть не так просто. Всем им нашли место путём расширения вестибюля.
Противоположный северный вестибюль только начали ремонтировать (станция откроется весной, скорее всего, пока что без него).
Южный вестибюль внутри.
Спуск на станцию.
Эскалаторы здесь, как и на предыдущей станции, поменяют позже.
Станция открыта в 1969 году, "сороконожка" кросс-платформенного типа - имеет 2 зала, в каждом из которых с одной стороны останавливаются поезда Замоскворецкой линии, с другой - БКЛ. Отделка залов различалась лишь цветом колонн. Это зал, в котором останавливаются поезда Замоскворецкой линии, следующие из центра.
Свои места на путевых стенах заняли четыре из восьми отреставрированных исторических чеканных панно. Композиции из листового алюминиевого сплава «Линия электропередач», «Планеты и спутник», «Дома и метрополитен» и «Гидроэлектростанция» расположены зеркально друг к другу. Панно создала в 1969 году скульптор Зоя Ветрова.
Обратите внимание, что фальшпотолок, за котором спрятан вентиляционный короб, располагается только с одной стороны - над путями БКЛ. Над путями Замоскворецкой линии венткороба, а значит и такого потолка не будет.
Сравниваем материал и начертание букв на путевой стене.
А вот второй зал, в котором останавливаются поезда Замоскворецкой линии, следующие в центр, преобразился сильнее.
Так он выглядит сейчас. Для удобства ориентирования пассажиров в двух залах станции архитекторы решили выполнить их в инверсии - если в одном зале чёрные колонны и светлые стены, то в другом - белые колонны и чёрные стены.
Очень необычное и смелое решение.
Отдельно стоит обратить внимание, что в обоих концах каждого из залов возводятся вот такие конструкции. Это всё те же пожаробезопасные убежища для маломобильных групп населения, что мы видели на станции «Каховская», но здесь они, за неимением другого места, расположатся на самом проходе.
Таковые результаты трёхлетней реконструкции Каховской линии. Как вам станции? Понравилось ли преображение? Пишите в комментариях.
А на сегодня всё. Спасибо за внимание!
Напоминаем, что будет ещё одна часть о том, что никогда не увидит пассажир - о реконструкции тоннелей и различных притоннельных сооружений, о ликвидации тупика Каховской линии о строительстве новых ССВ в депо. Выйдет третья часть в начале 2023 года. А после открытия «Варшавской» и «Каширской» мы можем воссоздать всю трехлетнюю историю реконструкции всех трёх станций (примечательно, что объём работ на трёх станциях проделан совершенно разный), если, конечно, Вам это будет интересно.
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk