Найти в Дзене

Сочинение ЕГЭ по русскому языку на максимальный балл

В ЕГЭ по русскому языку всего одно задание с развёрнутым ответом. Это задание 27. Предыдущие 26 заданий являются тестовыми и могут принести 30 первичных баллов. За сочинение можно получить 24 первичных балла, что составляет около 44% от максимального количества первичных баллов за всю работу. Вот почему так важно хорошо написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку!

Больше актуальной информации в моём Телеграм-канале @ratnikova_school по ссылке https://t.me/+Ydyp1CVkLRBhMmMy

Для начала разберёмся, с чего начать. Конечно же, с чтения текста, ведь сочинение вы будете писать по конкретному фрагменту. Прочитать текст первый раз можно бегло, затем выполнить тестовые задания после текста и снова прочитать текст. Во второй раз чтение текста должно быть вдумчивым. Возьмите ручку и, читая, подчёркивайте значимые на ваш взгляд слова, словосочетания или целые предложения.

Внимательно ознакомившись с текстом, вы должны сформулировать проблемный вопрос, которым задаётся автор. Таких вопросов в тексте, как правило, несколько. Сформулировав вопрос, над которым размышляет автор, вы должны найти в тексте ответ на него. Это будет авторская позиция по проблеме.

Проблема и авторская позиция составляют вопросно-ответное единство!

Наконец, когда вы определились с проблемой и авторской позицией, вам нужно понять, есть ли в предложенном фрагменте примеры-иллюстрации к выбранной проблеме. Нередко бывает так, что проблема найдена вами верно и верно сформулирована позиция автора, а примеров в тексте нет или их недостаточно. Если вы понимаете, что примеров-иллюстраций к выбранной вами проблеме нет или их не хватает (нужно 2), тогда возвращаетесь к поиску другого проблемного вопроса.

На примере одного из текстов, предлагаемых на ЕГЭ по русскому языку, напишем сочинение в формате ЕГЭ на максимальный балл.

Ознакомимся с текстом:

(1)Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». (2)На это даже Гёте и Ньютон не жаловались... (3)Тебя отлично понимают... (4)Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других.

(5)Уверяю тебя, что, как брат и близкий тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую. (6)Все твои хорошие качества я знаю как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. (7)Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. (8)По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен. (9)Ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, неехиден, незлопамятен, доверчив. (10)Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. (11)Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на два миллиона.

(12)Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. (13)Недостаток же у тебя только один. (14)В нём и твоя ложная почва, и твоё горе. (15)Это твоя крайняя невоспитанность. (16)Извини, пожалуйста. (17)Дело в том, что жизнь имеет свои условия. (18)Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным.

(19) Воспитанные люди, по моему мнению, такие.

(20) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (21)Живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! (22)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

(23)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (24)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

(25)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

(26)Они чистосердечны и боятся лжи как огня. (27)Не лгут они даже в пустяках.

(28) Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.

(29) Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. (30)Они неболтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. (31)Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

(32)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и стремление помочь. (33)Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (34)Они не говорят: «Меня не понимают!»

(35)Они не суетны. (36)Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

(37)Если они имеют в себе талант, то уважают его. (38)Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.

(39)Таковы воспитанные. (40)Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. (41)Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. (42)Тут дорог каждый час.

(По А. П. Чехову*)

* Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, прозаик, драматург.

В тексте А.П. Чехова можно выделить ряд проблем:

1. Проблема непонимания во взаимоотношениях людей.

2. Проблема положения человека в обществе.

3. Проблема значимости воспитания.

4. Проблема отношения к таланту и др.

На мой взгляд, легче всего будет написать сочинение, посвящённое третьей проблеме.

Формулировать проблему лучше в виде вопроса.

1 абзац сочинения у нас получится таким:

Какими качествами должны обладать воспитанные люди? Над этой проблемой размышляет автор предложенного отрывка.

Во вступлении больше ничего писать не требуется. За формулировку проблемы по критерию К1 можно получить 1 балл. Мы его получаем и пишем дальше.

2 абзац:

Своими размышлениями над проблемой значимости воспитания А.П. Чехов делится с братом, которого упрекает в невоспитанности. Одной из главных черт воспитанного человека Чехов считает умение уживаться с другими людьми под одной крышей. Воспитанный человек снисходителен, вежлив и уступчив. Он готов простить своим домашним всё: «и шум, и холод, и пережаренное мясо». Чехов убеждает читателя в том, что, живя с кем-нибудь, мы не должны делать из этого одолжение, если хотим считать себя воспитанным человеком.

Приводим конкретный пример из текста и комментируем его.

3 абзац:

Автор также обращает внимание на то, что воспитанный человек «не играет на струнах чужих душ», не пытается манипулировать другими, чтобы вызвать жалость и сочувствие к себе. Ему не нужна «нянька». Чехов упрекает брата в том, что тот часто жалуется на непонимание со стороны окружающих. Отмечая положительные качества брата, его талант, Чехов говорит о том, что невоспитанность представляет собой «ложную почву», «горе» для человека, так остро нуждающегося в постоянном сочувствии со стороны других.

Приводим конкретный пример из текста и комментируем его.

Теперь нужно проанализировать смысловую связь межу примерами-иллюстрациями.

4 абзац:

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что хорошее воспитание необходимо человеку, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе, чтобы не ощущать непонимания со стороны окружающих.

В 5 абзаце формулируем ответ на проблемный вопрос из 1 абзаца.

5 абзац:

Автор считает, что воспитанные люди всегда вежливы и снисходительны по отношению к окружающим, чистосердечны и честны, а если обладают талантом, то относятся к нему с уважением, развивая его. Чтобы стать воспитанным, нужно работать над собой.

В 6 абзаце формулируем своё отношение к проблеме, подкреплённое аргументами.

6 абзац:

Я согласен (согласна) с мнением автора. Действительно, значимость воспитания велика. Вспоминается комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», некоторых героев которой нельзя назвать воспитанными. Среди них Митрофан Простаков. Он груб с прислугой, с учителями, с родителями. В матери Митрофан пытается вызвать чувство жалости, пугая её тем, что утопится в ближайшей реке. К наукам Митрофан не испытывает тяги, не хочет развиваться как личность. Софья иронично замечает, что Митрофан достиг предела своего совершенства и «далее не пойдёт». Герой Фонвизина жалок в своей невоспитанности.

В последнем абзаце необходимо сделать небольшой вывод, обобщить рассуждение.

7 абзац:

В заключение хочется сказать, что проблема значимости воспитания актуальна и в наши дни. Думаю, важно, чтобы каждый испытывал потребность в самосовершенствовании. Ведь воспитанность – результат большой работы над собой.

Что ж! Сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку готово. Написать его нетрудно, если знать структуру сочинения и критерии оценки.

Чтобы не испытывать страх перед написанием сочинения и быстро справиться с заданием 27 на экзамене, практикуемся чаще. Если вам в ближайшее время предстоит сдавать ЕГЭ, пишите сочинение как минимум один раз в неделю, а за неделю до экзамена – каждый день. Так вы приобретёте уверенность в собственных силах и отлично справитесь с заданием. Всем успеха на экзамене!

Подписывайтесь на мой канал в Дзен https://dzen.ru/ratnikova_school и Телеграм @ratnikova_school по ссылке https://t.me/+Ydyp1CVkLRBhMmMy

Вся самая актуальная информация от эксперта ЕГЭ для вас!

Читайте также: