Английская набережная носила много названий: Береговая, Галерная, Исаакиевская и только потом стала Английской. Назвали ее так из-за того, что на этом месте было поселение англичан, а также тут была английская церковь Иисуса Христа (дом №56).
Во времена Советского Союза ее переименовали в набережную "Красного Флота". Однако в 1994 году, в честь визита королевы Елизаветы II, набережной вернули ее историческое имя.
На территории вдоль Невы селилась знать, возводя свои особняки. Первые упоминания о строительстве на участке, где впоследствии жил Михаил Александрович, относятся к 1713 году, когда английский корабельный мастер Осип Най построил здесь деревянный дом. В то время был принят закон о строительстве каменных зданий в центре города для предотвращения пожаров, но Осип Най отказался и продал свою постройку.
Новым хозяином стал капитан лейб-гвардии Сергей Головин, который в 1738 году возвел первые каменные палаты. С тех пор дом сменил нескольких владельцев, а в 1790 году его купила Ольга Жеребцова, сестра фаворита Екатерины II Платона Зубова. У нее был роман с английским послом Джорджем Уитвортом, и они позже замешаны в заговоре против Павла I, хотя сама Ольга уехала из Петербурга за две недели до его убийства.
Дом снова “идет по рукам”, пока его не приобретает княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, бывшая фрейлина Екатерины II. В 16 лет она выходит замуж за М.С. Потемкина, который старше её на 25 лет, но через шесть лет становится вдовой. В 1793 году она вступает в брак с Н.Б. Юсуповым, и у пары рождается сын, однако вскоре они решают жить отдельно. Татьяна начинает организовывать благотворительные и литературные вечера, её салон становится известным во всем Петербурге, однако присоединиться могут лишь избранные.
Позже дом переходит в собственность имеретинской царицы Анны Матвеевны, которой необходимы деньги, поэтому они сдают два верхних этажа.
В 1830-х годах здание попадает к Александру Сергеевичу Меншикову, и архитектурная реконструкция осуществляется под руководством В.А. Глинки.
А.С. Меншиков выделялся не только как одна из самых ярких личностей своего времени, но и как талантливый военный, получивший достойное образование. Когда его отец, С.А. Меншиков, настоял на том, чтобы сын женился, Александр не стал самостоятельно выбирать невесту, а просто заявил:
«Мне нечего смотреть; я женился бы и на козе, если бы у неё были золотые рога и она могла бы родить Меншикова».
Таким образом, отец устроил его свадьбу с Анной Протасовой — женщиной, которую считали одной из самых непривлекательных в Санкт-Петербурге. Она была достаточно полной и не отличалась ни выдающимися умственными способностями, ни хорошим образованием.
В их браке родилось двое детей. Слухи утверждали, что супруга была крайне ревнивой: когда он уединялся в библиотеке, она тайком пробиралась туда, чтобы подслушивать и подглядывать. Однажды она сильно его напугала, и в ответ на это А.С. Меншиков распорядился разделить дом на две части, возведя между ними стену.
Так в бельэтаже была половина князя - мраморный кабинет, библиотека, голубая и зеленая гостиные, круглый зал, украшенная колоннами столовая; На первом этаже располагались апартаменты его супруги Анны Степановны.
После кончины А.С. Меншикова, дом отошел по наследству его сыну Владимиру Александровичу. Затем, здание было реконструировано академиком К. К. Рахау в стиле эклектики, который был популярен в то время. В 1896 году, после смерти В.А. Меншикова в 1893 году, его наследники решили продать здание Кабинету Его Императорского Величества за сумму в 470 тысяч рублей.
В период с 1911 по 1913 годы архитектор Р.Ф. Мельцер проводит реконструкцию здания в стиле модерн для Великого князя Михаила Александровича, нового владельца. Примечательно, что с этого момента дворец не подвергался реставрации, и вся облицовка фасада выполнена из оригинальной керамической плитки.
Михаил Александрович был сыном царя Александра III и Марии Федоровны и считался в семье самым любимым. Современники отмечали его доброту и ласковый характер. Однако он не очень хорошо переносил конфликтные ситуации.
Когда настало время для Михаила Александровича заключить брак, Мария Федоровна с особым вниманием следила за выборами сына. Это было связано с тем, что у Николая II в тот момент не было наследников-мальчиков, и Михаил становился следующим в очереди на престол.
В 1912 году Великий Князь вступает в морганатический брак с разведенной Натальей Вульферт. 15 декабря того же года выходит указ, согласно которому Михаил Александровичу запрещается находиться на территории России, а его имущество подлежит конфискации.
В 1914 году Михаил обращается к своему брату Николаю II с просьбой о возвращении в страну, и ему поручают командование “Дикой Дивизии”. Он иногда наведывается в Петербург, чаще всего останавливаясь в своем доме в Гатчине. Временное Правительство задерживает его, а затем отправляет в Перми, где он подвергается расстрелу. В 1917-1918 годах дворец испытывает значительное разграбление, из него украдено все, что не было прочно прикреплено.
В 1922 году Надежда Крупская передает здание обществу глухих, которое продолжает находиться здесь по сей день.
Как же сейчас выглядит дворец?
Вестибюль сохранился в основном в своем первозданном виде. Здесь, во времена Великого князя, располагался секретарь. Зеркало в этом пространстве имеет историческую ценность, однако его поверхность испорчена современными пятнами, возникшими из-за использования чистящих средств.
На втором этаже лестницу обрамляют четыре атланта, один из которых изображен с устрашающим выражением лица. Для улучшения освещения в помещении был установлен световой фонарь над лестницей. Над фонарем разместились зимний сад и еще один купол.
Люстра, расположенная над лестницей, была подвешена на устройстве с возможностью регулировки высоты. Это обеспечивало удобство в ее опускании для уборки и последующего возврата на прежнее место.
Автор картин, на которых изображено взятие Зимнего и выстрел из Авроры, неизвестен.
В кабинете Михаила Александровича сохранились оригинальные Мельцеровские люстры и камин. Однако, портал в камине новый, как и часы на нем. Удивительно, что часы на камин повесили арендаторы помещения и теперь их никто не может снять, так как это может повредить историческое дерево.
В библиотеке Михаила Александровича находился диван, а также секретный выход для тех гостей, которые предпочитали не раскрывать факт своего визита. Они поднимались по черной лестнице, оставаясь инкогнито.
В бильярдной располагался любимый диван Михаила Александровича, расположенный в эркере. Комната оформлена деревяными панелями, что характерно для стиля модерн.
Лифт исторический, предполагаемо 1910 года. Снаружи украшен гнутым стеклом. Внутри лифта маленькая кабина.
Рядом с лифтом мраморная лестница с подлинными анатомическими перилами. Выемки на них сделаны так, что идеально ложиться в руку любому человеку.
В нынешней библиотеке общества глухих находилась гостиная Натальи Сергеевны. Однако, от нее ничего не осталось.
В здание была башня оптического телеграфа, которая соединяла Кронштадт, Зимний дворец и дворец Михаила Александровича.
Бальный зал достался от Меншикова. Он украшен колонами из искусственного мрамора. В здание была система вентиляции и даже машина для льда.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Почему Великие Князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич не захотели жить по-соседству?
Зимний дворец при Александре III и Николае II. Личные покои последнего императора.
Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.
Мраморный дворец. Строительство и легенды. Часть 1. Алмаз "Орлов".
Матильда Кшесинская и Николай II. Что между ними было?
Великий князь Николай Константинович и его фатальная любовь к Фанни Лир