Найти в Дзене
Infinita Book

"Две Фриды": автопортрет боли и силы

Хотя мексиканскую художницу Фриду Кало (1907–1954) часто причисляют к сюрреалистам, на самом деле она никогда не была официальной частью этого движения. Её творчество не рождается из снов или подсознания — оно глубоко автобиографично. С раннего детства Фрида страдала проблемами со здоровьем, что, возможно, повлияло на мрачный и замкнутый характер её работ. Многие исследователи относят её искусство к направлению магического реализма. Фрида Кало имела немецкое и мексиканское происхождение. Она родилась на окраине Мехико и была одной из шести сестёр. В возрасте шести лет Фрида Кало заболела полиомиелитом, из-за чего девять месяцев провела прикованной к постели, а после выздоровления осталась с заметной хромотой. Во взрослом возрасте она активно включилась в мексиканскую культурную жизнь, интересовалась политикой и борьбой за социальную справедливость. Фрида брала уроки рисунка и познакомилась с известным мексиканским муралистом Диего Риверой, который расписывал стены её школы. В 1925 году
"Две Фриды", 173,5 × 173 см, 1939 г., Музей современного искусства, Мехико
"Две Фриды", 173,5 × 173 см, 1939 г., Музей современного искусства, Мехико

Хотя мексиканскую художницу Фриду Кало (1907–1954) часто причисляют к сюрреалистам, на самом деле она никогда не была официальной частью этого движения. Её творчество не рождается из снов или подсознания — оно глубоко автобиографично. С раннего детства Фрида страдала проблемами со здоровьем, что, возможно, повлияло на мрачный и замкнутый характер её работ. Многие исследователи относят её искусство к направлению магического реализма.

Фрида Кало имела немецкое и мексиканское происхождение. Она родилась на окраине Мехико и была одной из шести сестёр. В возрасте шести лет Фрида Кало заболела полиомиелитом, из-за чего девять месяцев провела прикованной к постели, а после выздоровления осталась с заметной хромотой.

Во взрослом возрасте она активно включилась в мексиканскую культурную жизнь, интересовалась политикой и борьбой за социальную справедливость. Фрида брала уроки рисунка и познакомилась с известным мексиканским муралистом Диего Риверой, который расписывал стены её школы.

"Фрида и Диего Ривера", 1931 г., Музей современного искусства, Сан-Франциско
"Фрида и Диего Ривера", 1931 г., Музей современного искусства, Сан-Франциско

В 1925 году с Кало произошла трагедия: автобус, в котором она ехала домой из школы, столкнулся с трамваем. Металлические перила проткнули её живот, она получила множественные переломы, ей раздробило таз. Несколько месяцев Фрида провела в больнице, полностью закованная в гипс. Именно тогда она начала рисовать автопортреты, которые позже станут её визитной карточкой.

В 1928 году Фрида вступила в Мексиканскую коммунистическую партию и снова встретила Риверу. Между ними завязался роман, а в 1929 году они поженились. Родители Фриды охарактеризовали этот союз как "брак слона и голубки".

С этого периода Фрида Кало стала носить традиционный костюм теуана и активно черпать вдохновение в народном мексиканском искусстве. Её брак оказался непростым — измены Риверы подрывали и без того хрупкое здоровье Фриды. Несмотря на признание её таланта, личные и физические трудности накапливались, и в 1939 году они с Диего развелись, а уже через год вновь сочетались браком.

-3

Фрида Кало всегда акцентировала внимание на тёмных волосах и делала свои брови более густыми, чем они были на самом деле. На автопортрете она предстаёт без эмоций, ни одна деталь на лице не выдает её внутреннего состояния в год развода с Диего Риверой. Позднее художница признавалась, что эта работа стала символом её одиночества и внутренней пустоты в период разлуки.

Чистота и невинность белого кружевного платья в викторианском стиле резко контрастирует с алой кровью. Наряд отсылает к одежде, которую она носила до замужества с Диего Риверой. Кроме того, такое платье может символизировать её немецкие корни.

-4

Фрида, одетая в традиционное мексиканское платье, выглядит самодостаточной и решительной. Её не интересуют стандарты красоты или общественные ожидания.

Сердце этой Фриды тоже обнажено, но кажется целым и неповреждённым. Две Фриды держатся за руки, демонстрируя силу и поддержку друг друга. В другой руке мексиканская Фрида держит миниатюрный портрет Риверы, связанный с веной, символизируя их нерушимую, пусть и болезненную, связь.

-5

Кровь стекает на колени европейской Фриды — она перерезала вену хирургическими щипцами. Это полотно напоминает о непрекращающейся боли и многочисленных операциях (их было 32), через которые прошла художница.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: