Младшая дочь богатыря-пахаря Микулы Селяниновича. Родная сестра богатырки Василисы Микулишны. Настасья Микулишна как и все члены её семьи обладает нечеловеческой силой. В некоторых былинах она описывается как великанша. Так же как и сестра она поляница, однако сестры во многом противоположные. В отличие от старшей сестры, которая всё решает женской хитростью а не силой, Настасья Микулишна пользуется своей силой для победы над своими противниками.
Будучи любимицей Матери-земли, Настасья является её воплощением в мире. Она непоколебима как сама земля. Но, как и у любой стихии у неё хаотичный нрав, но если она кого-то полюбит, то будет верна ему до самого конца. После свадьбы с Добрыней она ждала его из Орды целых 12 лет и оставалась преданной только ему одному.
Женитьба Добрыни
Существует несколько вариантов былины о встрече Добрыни и Настасьи Микулишны. Часто это продолжение былины "О Добрыне и Змее", но встречаются и отдельные песни только о встрече богатыря и богатырки.
После сражения со Змеем Горынычем, Добрыня наезжает в поле на неизвестного богатыря-великана. Добрыню поражает сила и рост богатыря, он хочет узнать имя великана. Но Настасья Микулишна не отвечает, она даже и не заметила богатыря! Добрыня злится и нападает на поляницу, но его палица раскалывается о доспех богатырки, ломается и его сабля, и копье.
В этот момент Добрыня теряет уверенность в своих силах и спрыгнув с коня он начинает вырывать ближайший дуб, чтобы испытать свою силу. Дуб вырван с корнем и русский богатырь снова готов к бою. Тогда он решает стукнуть великана кулаком и только после этого дочь богатыря-пахаря обращает внимание на Добрыню.
Думала же, русские комарики покусывают,
А это русские богатыри пощелкивают!
Ухватила тут Добрыню за желты кудри,
Сдернула Добрынюшку с коня долой,
А спустила тут Добрыню во глубок мешок,
А во тот мешок да во кожаный.
Заполучив такой необычный трофей девушка-великанша тут же о нём забывает и едет на своем коне дальше по полю. Коню тяжело везти двух богатырей разом, о чем он и говорит своей хозяйке – "В двое больше везу чем до этого! Равен тебе по силе этот богатырь." В этот момент решается судьба Добрыни Никитича и она зависит только от воли красавицы- богатырки:
Если старый богатырь да матёрый
Назову же я его да батюшкой;
Ежели богатырь да молодой,
Ежели богатырь нам прилюбится,
Назову я себе другом да любимым;
Ежели богатырь не прилюбится,
На ладонь положу, другой прижму
И плоским блином его сделаю.
Однако Добрыне Никитичу везет, он пришелся по сердцу могучей богатырке. И этот брак будет одним из самых счастливых в русских былинах.
Память о матриархате?
Исследователи былин и фольклора часто видят в этом сюжете память народа о переходе от матриархата (властная и сильная женщина вступает в брак с мужчиной и становится верной любящей женой) к патриархату. Однако сейчас с этим трудно согласиться.
В этих былинах отразилась не память о далёком палеолитическом первобытном матриархате, а о том, что наш народ мог застать и застал за время своей долгой истории.
Яростные поляницы бьющиеся плечом к плечу с богатырями – разве это не отражение памяти о сарматах, в чьих конных армиях так же сражались рядом с друг другом мужчины и женщины?
И нельзя игнорировать, что в былине подчеркивается, что это брак двух равных людей. Богатыря и богатырки. Во времена древней Руси женщины могли распоряжаться хозяйством, были жрицами, вели в бой дружины.
Даже летописный миф об основании одной из столиц Руси – Киева, рассказывает нам, что его основали четыре человека: Кий, Шек, Хорив и сестра их Лыбедь. Лыбедь такой же основатель города, она равна своим братьям и вероятно сама была вождем или жрицей.
Как тут у них да почестен пир прошел,
Свадьбой провели да и окончили.
И все да на пиру напивалися,
И все на пиру да наедалися.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о богатырях.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.