Найти тему
Сокол-корабль

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь.

Рожь. Картина Ивана Шишкина. 1878 год
Рожь. Картина Ивана Шишкина. 1878 год

Любимец Земли

Мать-сыра Земля любит всех своих милых чад: каждое зернышко с любовью она питает своей силой. Каждое дерево вечно кормится от её безграничных щедрот. Все звери рыскучие и птицы летучие её дети. Всему она мать, но род богатыря-пахаря
Микулы ею особенно любим. Своим трудом, потом и кровью возделывает могучий пахарь родную землю, помогает ей носить и рожать хлеба.

Былины бытовали в народной среде и наш народ не мог не воспеть в них своё идеализированное отражение.
Микула Селянинович особенный богатырь. Он не вождь, не ратник, не воинственный великан.
Он –
оратай. В русских былинах есть множество богатырей рожденных крестьянами, но они становятся богатырями и совершают ратные подвиги, только когда уходят на службу к князю. Микула Селянинович же остается крестьянином и пахарем. Богатырь оратай обладает огромной силой, сравнимой только со Святогором, но он не чинит разбой, не растрачивает силу попусту – он олицетворяет крестьянский идеал пахаря, который без отдыха отдает себя праведному труду земледельца.

Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошечка у оратая поскрипывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенье, коренья вывертывает…


Отсюда и его особые отношения с Матерью Землею. Всё, что Микула доверяет Земле, не могут поднять другие люди. И один лишь Микула может поднять сумку переметную, в которой «вся тяга Земная».

Ещё одна важная деталь в образе богатыря-пахаря – он отец двух богатырок. Две его дочери –
Настасья Микулишна и Василиса Микулишна так же как и отец обладают огромной силой, но любимицы Земли тоже, как и отец, не похваляются ею. Дочери Микулы играют весомую роль в русском былинном эпосе: Василиса Микулишна является женой гусляра Ставра Годиновича, а Настасья Микулишна (после поединка, в котором одержала верх) стала женой самого Добрыни Никитича, верной настолько, что она ждала возвращения мужа из Орды целых 12 лет.

Многие считают Микулу одним из
«старших» богатырей, в связи с тем, что Микула в былинах всегда стакивается с кем-то из двух других «старших» - Святогором и Волхом Всеславьевичем.
Отдельной былины в которой Микула Селянинович был бы самостоятельным главным действующим лицом не существует.

Микула Селянинович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год
Микула Селянинович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год

Микула и старшие богатыри.

Встреча Микулы со Святогором происходит в нескольких вариантах былины о «тяге земной».
Любимый сын Земли Микула спорит с нелюбимым сыном – неподъемным великаном Святогором. Святогор, конечно же, гораздо сильнее и тяжелее Микулы, ведь сама Мать-сыра Земля не может удержать на себе великана. Но он не может поднять сумку переметную, со всей тягой земной, не погибнув. Его сила далека от крестьянского труда, поднять сумку может только пахарь, чья сила всегда направлена в землю.

В этой былине сказитель возвеличивает полезный труд, показывает его совершенство перед огромной, но ненужной, не находящей себе применения, силе Святогора.

В несколько других условиях происходит его встреча с богатырем-оборотнем Волхом, однако во время этой встречи происходит схожее противопоставление сил земледельца другим силам, в этом случае, силам правителя.
Волх Всеславьевич едет собирать дань с принадлежащих ему городов, но видит вдалеке богатыря-пахаря. Микула Селянинович занят в этот момент своим трудом – пашет землю.

Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина. 1940 год
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина. 1940 год

Волх Всеславьевич сразу чувствует в Микуле огромную силу и зовет его с собой собирать дань, потому что в подвластных ему городах много разбойников непослушных его власти.
Микула соглашается, он смело оставляет свою драгоценную соху, которая описана в былине следующим образом:

Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.


Здесь в былине происходит противопоставление. Сила крестьянская против силы князя и его дружины. Дружинники Волха не могут поднять сошку богатыря-оратая. Знатным дружинникам тяжел и неизвестен крестьянский труд. И именно поэтому Микуле не страшно оставить столь огромную драгоценность без какой-либо охраны посреди поля – никто просто не сможет оторвать от Земли то, что она бережет для любимого сына.

Соловая лошадка Микулы обгоняет лучших княжеских коней – его лошадка ближе к Матери-Земле, а лошади дружинников никогда не были впряжены в соху.

Добравшись до разбойных городов, Волх и его дружинники не встречают никакого сопротивления. Местным мужикам давно знаком богатырь-пахарь, которого лучше не злить.
В конце былины Волх оставляет Микулу своим наместником над этими городами.

Однако скорее всего сидеть наместником и собирать дань влюбленный в свой труд Микула не сможет. Любимец Матери-Земли вновь вернется к ней.

Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю, да мужичков напою!
А и станут мужики меня похваливати:
«Здрав будь батюшка Микула Селянинович!»

____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!