Кто дал такое название сибирским древним выработкам не известно. Но в начале XIX века оно уже активно использовалось. Народ, занимавшийся горным делом древней Сибири, обрел славу поскольку весьма успешно находил богатые рудные места. Помимо меди он добывал серебро, золото и олово. Следы древних рудников послужили признаком для открытия в XVIII веке почти всех ныне известных медных месторождения минусинского района[1].
Большое количество древних копей обнаружено при разработке туимских и полиметаллических рудников. В 1968 году археолог Яков Сунчугашев исследовал 28 медных выработок и 12 мест плавления руды в окрестностях гор Темир и Посельщик (пос. Майский и Аххол). Также обнаружены древние рудники в системе рек Малые сыры, Базы, Узун-жуля, в окрестностях Сорска и озера Иткуль.
Большое количество древних копей говорит о том, что горный промысел являлся предметом торговли. Рудные залежи хранились в тайне. Их просто закапывали и заваливали камнями настолько тщательно, что обнаружение было лишь делом случая.
Григорий Спасский, посетивший Сибирь в начале XIX века, рассказывает случай, когда горнорабочие нашли несколько сотен пудов добытой богатой руды, засыпанной почти двумя метрами земли.
Народ рудознатцев не знал железа. Добыча велась исключительно с помощью каменного и медного инструмента. Соответственно копи сделаны не позднее VII века до нашей эры. Более поздних горных выработок вплоть до прихода русских рудознатцев в XVIII веке не найдено.
«Надобно полагать, что сей рудоискательный народ истреблен или выгнан был из Сибири, за несколько веков прежде покорения ее российским оружием, ибо там между нынешними обитателями не сохранилось о прежних жителях ни малейшего воспоминания. Хотя некоторые из них, и в особенности, кочующие около Байкала и на севере от Телецкого озера по рекам Томи, Кондоме и Мрассе, отчасти занимались также горным делом» - сообщает Григорий Спасский, посетивший Сибирь в начале XIX века.
Эдуарх Эйхвальд в своих записках говорит о схожести чудских копей в Сибири и на Юге Урала. При этом он отмечает, что на Севере Уральского хребта таких горных выработок не обнаружено. И из этого делает предположение, что на южный Урал пришли рудознатцы из Саяно-алтайского региона, которые позже были выдавлены на Север Урала. Эйхвальд отождествляет он этот народ с Вогулами (сов. Манси).
В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Из археологических находок в местах обитания манси большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения.
[1] Эдуарх Эйхвальд «О чудских копях» Записки Императорского археологического общества 1857 год.