Найти в Дзене
Искусство народу

Почему академик Павлов со сжатыми кулаками и кто позировал знаменитого "отрока": как писал М.В. Нестеров

Оглавление

Друзья, сегодня поговорим о творчестве Михаила Васильевича Нестерова, его методах работы над этюдами, портретами, композициями. И конечно, о технологии его живописи.

Но сначала немного о мастере. Михаил Нестеров прожил богатую творческую жизнь. На стыке двух веков с неимоверно сложными, апокалиптическими событиями смог удержаться, пройти испытания и не растерять себя. Ученик Перова, наследник традиций классической школы живописи, он говорил своему другу Павлу Корину "...искусство есть подвиг". Нестеров часто отказывался от росписей храмов по совету отца - тот очень верил в сына и направлял все внимание Михаила Васильевича на написание картин.

В каждом этюде, эскизе у мастера своя система: в эскизах к "Видению отроку Варфоломею" краска часто положена жидко - разбавлена скипидаром, иногда это масло+скипидар.

Этюд к картине "Видение отроку Варфоломею", источник фото https://cyrillitsa.ru/posts/783-5-faktov-o-mihaile-nesterove.html
Этюд к картине "Видение отроку Варфоломею", источник фото https://cyrillitsa.ru/posts/783-5-faktov-o-mihaile-nesterove.html

Эскиз к картине "Молчание" наоборот, написан пастозно чистой тюбиковой краской.

Эскиз к картине "Молчание". Холст на картоне, масло, 14×21,6 см. Источник фото https://www.litfund.ru/auction/505/14/
Эскиз к картине "Молчание". Холст на картоне, масло, 14×21,6 см. Источник фото https://www.litfund.ru/auction/505/14/

В финальной работе мы видим более деликатные тонкие слои. Он писал свои этюды в раз, преследуя своей целью полную завершенность.

Некоторые особенности работы над этюдами Михаила Васильевича:

  • Начинал писать с верхнего угла и постепенно опускался ниже - работал "от куска".
  • Стремился заканчивать этюд за один сеанс.
  • Старался избегать любых интервенций в живопись после окончания сеанса.

Благодаря таком подходу его живопись до сих пор сохраняет свежесть.

  • Для этюдов часто использовал саржевый мелкозернистых холст. В этюде дуба фактура холста мастерски "вписана" в живописный красочный слой.
Фактура холста, таким образом, становится полноправным живописным инструментом.

А сам живописный процесс шел тонкими лессировками, небольшими дополнениями - это создало эффект легкости и воздушности.

М.В. Нестеров, «Дуб. Этюд к картине "Видение отроку Варфоломею"», 1889, Источник фото https://vk.com/photo-69059535_457241979
М.В. Нестеров, «Дуб. Этюд к картине "Видение отроку Варфоломею"», 1889, Источник фото https://vk.com/photo-69059535_457241979
  • Слой живописи в большинстве работ мастера довольно тонкий, мазок укладывается полукорпусно. Он идет строго по форме, служит инструментом ее лепки.
"Видение отроку Варфоломею" 1889-1890 гг. Фрагмент. Источник фото https://stylishbag.ru/3-foto/videnie-otroka-varfolomeya-kartina-83-foto.html
"Видение отроку Варфоломею" 1889-1890 гг. Фрагмент. Источник фото https://stylishbag.ru/3-foto/videnie-otroka-varfolomeya-kartina-83-foto.html

Стилистика его работ немного меняется к 1930-м гг., но техническая сторона живописи остается неизменной.

В этюде "Ель" фактура холста так же органично входит в красочный слой - прием, который часто будет появляться в других этюдах мастера.

Ель" 1890-1891
Эскиз к картине "Юность преподобного Сергия"
Холст, масло. 35 x 21 см. Источник фото https://vk.com/photo-39764942_327842879
Ель" 1890-1891 Эскиз к картине "Юность преподобного Сергия" Холст, масло. 35 x 21 см. Источник фото https://vk.com/photo-39764942_327842879

В этюде руки с цветами прием несколько меняется: фон написан жидкой краской, рука и цветы написаны пастозно без разбавителя (в этюде дуба вся красочная поверхность была тонкой).

М.В. Нестеров. Этюд руки с букетом к картине "На горах". 1896 г. Источник фото https://vk.com/photo-139240988_456239475
М.В. Нестеров. Этюд руки с букетом к картине "На горах". 1896 г. Источник фото https://vk.com/photo-139240988_456239475

Принципы работы над картиной.

Прежде, чем приступить к эскизам, Михаил Васильевич уже имел представление о том, какая будет композиция картины, ее колористический строй.

"Всегда все - и композиция и красочная гамма — было выношено Нестеровым в душе до конца до разработки эскиза, прежде чем он приступал к живописи. Никаких особых «поисков» на самом полотне, никаких переписываний на холсте он не любил"- вспоминал его друг П.Д. Корин.

Конечно, такой подход предполагает железную самодисциплину и огромный опыт.

В своих ранних работах Михаил Васильевич еще пользовался цветным подмалевком, допускал исправления, причем иногда по недостаточно просохшему красочному слою. Он очень много взял от своего учителя - В.Г. Перова, однако и сам признавал, что некоторые краски глуховаты - в те годы еще пользовались пигментом "асфальт", его нередко можно увидеть и в подмалевке, и в промежуточных слоях ранних работ.

Однако прошло всего 3 года после "челобитчиков" и все изменилось. В новой работе "Пустынник" использован саржевый холст с масляным грунтом. Система укладки красочного слоя такая - передний план пишется пастозно, практически одними тюбиковыми красками, задний план - очень тонко, почти в протирку. Пигмент асфальт тоже используется, но осторожно - в одежде.

В работе "Видение отроку Варфоломею" так же использован саржевый холст с масляным грунтом. Принцип живописи тот же - дальние планы написаны тонко, где-то даже холст просвечивает. Передний план, как мы видели во фрагменте выше, написан более плотно.

"Видение отроку Варфоломею" 1889-1890 гг. Фрагмент. Источник фото https://stylishbag.ru/3-foto/videnie-otroka-varfolomeya-kartina-83-foto.html
"Видение отроку Варфоломею" 1889-1890 гг. Фрагмент. Источник фото https://stylishbag.ru/3-foto/videnie-otroka-varfolomeya-kartina-83-foto.html

Кстати, знаете кто ему позировал "отрока"? Обратимся к мемуарам автора картины:

"И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий.
Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез."

Техника портрета.

«В каждом портрете Нестерова всегда есть особая композиционная
задача, особый подход к натуре, особый прием живописной трактовки: он всегда индивидуализирует портрет... Но все эти особенности пути к натуре направлены на одно то, чтобы найти в ней подход, который способен с наибольшей художественной и всяческой правдой выявить лицо человеческое». Цит. по "
Нестеров-портретист", С.Н. Дурылин, М.-Л., 1949, стр. 248.

Подход Нестерова в работе над портретом очень честный: "Я ничего не выдумываю. Сели люди, как им удобно, и я пишу их. Надо видеть, надо
уметь видеть — и больше ничего».

Предварительный рисунок.

Речь идет о рисунке углем на холсте, когда эскиз уже понятен. Нестеров рисовал 4-5 сеансов, иногда больше.

Рисунок углем к портрету К.Г. Дзержинской он делал 7-8 сеансов, для портрета Е.С. Кругликовой - 5-6.

То, что Нестеров великолепный композитор - очевидно. Сложнейшую задачу двойного портрета с вертикальными фигурами он выполнил мастерски. Изначально, в эскизах к этому портрету братьев Кориных рубахи на них были синими.

Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных Михаил Васильевич Нестеров  1930, 126×126 см. Источник фото https://artchive.ru/mikhailnesterov/works/497886~Portret_khudozhnikov_PD_i_AD_Korinykh
Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных Михаил Васильевич Нестеров 1930, 126×126 см. Источник фото https://artchive.ru/mikhailnesterov/works/497886~Portret_khudozhnikov_PD_i_AD_Korinykh

Но художник предпочел черный - для усиления эффекта силуэта. При чем как и в работе над картинами, практически не вносил никаких поправок после завершения. Вернее так: работа велась согласно замыслу мастера без малейших поправок и переписываний.

Давайте отследим этапы работы над этим портретом.

1. Сначала было сделано 2 акварельных эскиза.

2. Затем, показав их Кориным, Михаил Васильевич утвердился в правильности замысла и сделал 2 подробных карандашных эскиза с обоих братьев (головы).

"Как любопытно, в натуре совсем другое дело; теперь мне все ясно, я могу начинать работать на холсте -" сказал мастер.

Павел Корин, набросок Нестерова. Источник http://nesterov-art.ru/drawing/19.php
Павел Корин, набросок Нестерова. Источник http://nesterov-art.ru/drawing/19.php

3. На холсте был сделан подробный рисунок углем, закреплен фиксативом. Далее мастер начал писать от левого верхнего угла - как всегда.

Нестеров близко подходил к своим натурщикам, пристально вглядываясь в детали. Руку с вазой Павла Корина художник написал в один сеанс и больше к ней не возвращался. А вот его голова удалась не сразу, Михаил Васильевич даже просил не показывать ее.

4. Писал Нестеров с 10.00-13.00.

5. Сначала была написана фигура старшего брата, затем младшего - Павла. и потом уже весь интерьер.

Михаил Васильевич выполнил большое число портретов видных деятелей культуры, в т.ч. академика И.П. Павлова.

Портрет академика И.П. Павлова.1935, 83 x 121 см. Сталинская премия. Холст, масло. Источник фото https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8856
Портрет академика И.П. Павлова.1935, 83 x 121 см. Сталинская премия. Холст, масло. Источник фото https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8856

Здесь он пишет чистой тюбиковой краской, редко разбавляя ее смесью масла и скипидара. Руки написаны в несколько слоев без разбавителя.

Нестеров поставил себе задачу "поймать" статичного Павлова в естественных условиях, исключить саму возможность его позирования один на один. В итоге он «поймал» Павлова за утренним чаем - в это время к нему всякий раз приходил его заместитель по биостанции Виктор Рикман.

А эта поза со сжатыми кулаками - ожидание, руки лежат на салфетке. Сейчас подадут чай, или еще что-то. Мой отец тоже всегда так сидел за столом, сжав руки, о чем-то думая, в ожидании смены блюд.

Мы видим, что стилистика портретов у Нестерова очень разная - все подчинено замыслу раскрыть художественный облик портретируемого. И такая благородная прохладная гамма в этой работе прекрасно работает.

Михаил Васильевич всячески избегал шаблонности и эксплуатации какого-то одного чудо-приема.

Портрет В.И. Мухиной. 1940, 81 x 75 см. Холст, масло. Источник фото https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8844
Портрет В.И. Мухиной. 1940, 81 x 75 см. Холст, масло. Источник фото https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8844

В портрете Мухиной краска положена полукорпусно, слегка заглажена. Что-то от Орешникова чувствуется в плане эстетики, портрет совсем небольшой - но какой же он сильный!

Как гармонично эти зеленые тона из гипсовой скульптуры переходят на черное платье, красный язычок на блузе с такими же зеленоватыми оттенками, рука со сложным ракурсом и живописными касаниями холодных полутонов - песня!

В завершении статьи хочется процитировать мастера:

" ... Я пою свои песни, они слагаются в душе моей из тех особенностей, обстоятельств моей личной жизни, которые оставляют наиболее глубокий след во мне... Самое драгоценное в искусстве - божий дар, талант, и он должен служить к выражению чувств добрых и прекрасных."

З.Ы. Друзья, кому интересно творчество этого замечательного художника - делюсь его мемуарами, некоторые цитаты использованы этой статье. В них много об искусстве, о жизни в принципе, интересная философия человека, прошедшего такой красочный творческий путь.

Еще статьи по теме:

Задолго до импрессионистов: наши на пленэре. И как Чернышевский устроил революцию нравов
Искусство народу12 августа 2023