Друзья, сегодня поговорим о творчестве Михаила Васильевича Нестерова, его методах работы над этюдами, портретами, композициями. И конечно, о технологии его живописи.
Но сначала немного о мастере. Михаил Нестеров прожил богатую творческую жизнь. На стыке двух веков с неимоверно сложными, апокалиптическими событиями смог удержаться, пройти испытания и не растерять себя. Ученик Перова, наследник традиций классической школы живописи, он говорил своему другу Павлу Корину "...искусство есть подвиг". Нестеров часто отказывался от росписей храмов по совету отца - тот очень верил в сына и направлял все внимание Михаила Васильевича на написание картин.
В каждом этюде, эскизе у мастера своя система: в эскизах к "Видению отроку Варфоломею" краска часто положена жидко - разбавлена скипидаром, иногда это масло+скипидар.
Эскиз к картине "Молчание" наоборот, написан пастозно чистой тюбиковой краской.
В финальной работе мы видим более деликатные тонкие слои. Он писал свои этюды в раз, преследуя своей целью полную завершенность.
Некоторые особенности работы над этюдами Михаила Васильевича:
- Начинал писать с верхнего угла и постепенно опускался ниже - работал "от куска".
- Стремился заканчивать этюд за один сеанс.
- Старался избегать любых интервенций в живопись после окончания сеанса.
Благодаря таком подходу его живопись до сих пор сохраняет свежесть.
- Для этюдов часто использовал саржевый мелкозернистых холст. В этюде дуба фактура холста мастерски "вписана" в живописный красочный слой.
Фактура холста, таким образом, становится полноправным живописным инструментом.
А сам живописный процесс шел тонкими лессировками, небольшими дополнениями - это создало эффект легкости и воздушности.
- Слой живописи в большинстве работ мастера довольно тонкий, мазок укладывается полукорпусно. Он идет строго по форме, служит инструментом ее лепки.
Стилистика его работ немного меняется к 1930-м гг., но техническая сторона живописи остается неизменной.
В этюде "Ель" фактура холста так же органично входит в красочный слой - прием, который часто будет появляться в других этюдах мастера.
В этюде руки с цветами прием несколько меняется: фон написан жидкой краской, рука и цветы написаны пастозно без разбавителя (в этюде дуба вся красочная поверхность была тонкой).
Принципы работы над картиной.
Прежде, чем приступить к эскизам, Михаил Васильевич уже имел представление о том, какая будет композиция картины, ее колористический строй.
"Всегда все - и композиция и красочная гамма — было выношено Нестеровым в душе до конца до разработки эскиза, прежде чем он приступал к живописи. Никаких особых «поисков» на самом полотне, никаких переписываний на холсте он не любил"- вспоминал его друг П.Д. Корин.
Конечно, такой подход предполагает железную самодисциплину и огромный опыт.
В своих ранних работах Михаил Васильевич еще пользовался цветным подмалевком, допускал исправления, причем иногда по недостаточно просохшему красочному слою. Он очень много взял от своего учителя - В.Г. Перова, однако и сам признавал, что некоторые краски глуховаты - в те годы еще пользовались пигментом "асфальт", его нередко можно увидеть и в подмалевке, и в промежуточных слоях ранних работ.
Однако прошло всего 3 года после "челобитчиков" и все изменилось. В новой работе "Пустынник" использован саржевый холст с масляным грунтом. Система укладки красочного слоя такая - передний план пишется пастозно, практически одними тюбиковыми красками, задний план - очень тонко, почти в протирку. Пигмент асфальт тоже используется, но осторожно - в одежде.
В работе "Видение отроку Варфоломею" так же использован саржевый холст с масляным грунтом. Принцип живописи тот же - дальние планы написаны тонко, где-то даже холст просвечивает. Передний план, как мы видели во фрагменте выше, написан более плотно.
Кстати, знаете кто ему позировал "отрока"? Обратимся к мемуарам автора картины:
"И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий.
Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез."
Техника портрета.
«В каждом портрете Нестерова всегда есть особая композиционная
задача, особый подход к натуре, особый прием живописной трактовки: он всегда индивидуализирует портрет... Но все эти особенности пути к натуре направлены на одно то, чтобы найти в ней подход, который способен с наибольшей художественной и всяческой правдой выявить лицо человеческое». Цит. по "Нестеров-портретист", С.Н. Дурылин, М.-Л., 1949, стр. 248.
Подход Нестерова в работе над портретом очень честный: "Я ничего не выдумываю. Сели люди, как им удобно, и я пишу их. Надо видеть, надо
уметь видеть — и больше ничего».
Предварительный рисунок.
Речь идет о рисунке углем на холсте, когда эскиз уже понятен. Нестеров рисовал 4-5 сеансов, иногда больше.
Рисунок углем к портрету К.Г. Дзержинской он делал 7-8 сеансов, для портрета Е.С. Кругликовой - 5-6.
То, что Нестеров великолепный композитор - очевидно. Сложнейшую задачу двойного портрета с вертикальными фигурами он выполнил мастерски. Изначально, в эскизах к этому портрету братьев Кориных рубахи на них были синими.
Но художник предпочел черный - для усиления эффекта силуэта. При чем как и в работе над картинами, практически не вносил никаких поправок после завершения. Вернее так: работа велась согласно замыслу мастера без малейших поправок и переписываний.
Давайте отследим этапы работы над этим портретом.
1. Сначала было сделано 2 акварельных эскиза.
2. Затем, показав их Кориным, Михаил Васильевич утвердился в правильности замысла и сделал 2 подробных карандашных эскиза с обоих братьев (головы).
"Как любопытно, в натуре совсем другое дело; теперь мне все ясно, я могу начинать работать на холсте -" сказал мастер.
3. На холсте был сделан подробный рисунок углем, закреплен фиксативом. Далее мастер начал писать от левого верхнего угла - как всегда.
Нестеров близко подходил к своим натурщикам, пристально вглядываясь в детали. Руку с вазой Павла Корина художник написал в один сеанс и больше к ней не возвращался. А вот его голова удалась не сразу, Михаил Васильевич даже просил не показывать ее.
4. Писал Нестеров с 10.00-13.00.
5. Сначала была написана фигура старшего брата, затем младшего - Павла. и потом уже весь интерьер.
Михаил Васильевич выполнил большое число портретов видных деятелей культуры, в т.ч. академика И.П. Павлова.
Здесь он пишет чистой тюбиковой краской, редко разбавляя ее смесью масла и скипидара. Руки написаны в несколько слоев без разбавителя.
Нестеров поставил себе задачу "поймать" статичного Павлова в естественных условиях, исключить саму возможность его позирования один на один. В итоге он «поймал» Павлова за утренним чаем - в это время к нему всякий раз приходил его заместитель по биостанции Виктор Рикман.
А эта поза со сжатыми кулаками - ожидание, руки лежат на салфетке. Сейчас подадут чай, или еще что-то. Мой отец тоже всегда так сидел за столом, сжав руки, о чем-то думая, в ожидании смены блюд.
Мы видим, что стилистика портретов у Нестерова очень разная - все подчинено замыслу раскрыть художественный облик портретируемого. И такая благородная прохладная гамма в этой работе прекрасно работает.
Михаил Васильевич всячески избегал шаблонности и эксплуатации какого-то одного чудо-приема.
В портрете Мухиной краска положена полукорпусно, слегка заглажена. Что-то от Орешникова чувствуется в плане эстетики, портрет совсем небольшой - но какой же он сильный!
Как гармонично эти зеленые тона из гипсовой скульптуры переходят на черное платье, красный язычок на блузе с такими же зеленоватыми оттенками, рука со сложным ракурсом и живописными касаниями холодных полутонов - песня!
В завершении статьи хочется процитировать мастера:
" ... Я пою свои песни, они слагаются в душе моей из тех особенностей, обстоятельств моей личной жизни, которые оставляют наиболее глубокий след во мне... Самое драгоценное в искусстве - божий дар, талант, и он должен служить к выражению чувств добрых и прекрасных."
З.Ы. Друзья, кому интересно творчество этого замечательного художника - делюсь его мемуарами, некоторые цитаты использованы этой статье. В них много об искусстве, о жизни в принципе, интересная философия человека, прошедшего такой красочный творческий путь.