Один из самых ярких художников-пейзажистов рубежа XIX-XX вв., да еще и полный самоучка родился в уездном городке Херсонской Губернии в середине XIX века. Детство и юность Ивана Павловича Похитонова ничего особо не предвещало и не способствовало развитию его живописного дарования. С 11-17 живет в частном пансионе, где в том числе изучает живопись, иконопись. Но вряд ли эти занятия имели системный характер.
Его жизнь - это удивительный и показательный пример того, как человек "сам себя сделал".
А Илья Ефимович когда-то скажет о нем: «Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет — никак не поймешь… Чародей!»
Юношей Иван Павлович поехал в Москву и поступил в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную Академию. Там наш герой со всей страстью увлекся политикой и ... уже через год его исключили за участие в народовольческом движении ( в кружке С.Г. Нечаева). И сослали домой.
С народовольцами вообще не церемонились, их действия носили чисто террористический характер и к концу XIX как организация они рассеялись, но многие из них вошли во вновь образованные партии. Работа Ильи Ефимовича посвящена одному из таких деятелей.
Мера в отношении студента, судя по всему, была больше дисциплинарная, т.к. уже через год он спокойно поступил в Новороссийский Университет на естественный факультет. Но и тут кое-как сложившееся понятные условия жизни, предсказуемое будущее повернуло в другую сторону - заболела его сестра. Он вынужден был помогать - поехать в Швейцарию с матерью и больной сестрой.
Там, кстати, Иван Павлович не сидел без дела - он начал много писать, впервые выставляет несколько своих произведений в галерее женевского торговца картинами. Работы тут же покупают любители живописи! Деньги от продажи идут на лечение, жизнь в Швейцарии и дорогу обратно.
Вернувшись домой он устраивается на службу в Одесский Госбанк. Изучил все, что касается кассового обслуживания поднялся до контроллера операционных касс. Как и в Швейцарии, он трудится в меру своих возможностей. И тут снова беда - заболел отец. Похитонов опять бросает "понятное" будущее и возвращается в имение, занимается делами.
Судьбоносным событием для него стала выставка передвижников в Елисаветграде. Передвижники так же исповедовали идеи народничества, социальной справедливости. Но это было мирное слово искусства - убедительное и всепобеждающее. И тут идеалы Ивана Павловича нашли свое жизненное воплощение.
Творчество и личное знакомство с Афанасием Петровичем Размаринцевым тоже оказало большое влияние на юного художника.
Иван Павлович принимает решение ехать в Париж, здесь он активно участвует в организации Общества взаимного вспомоществования русских художников.
«До сих пор в Париже были только частные сходки художников. Но радостная весть, что Плевна пала, что война шла к концу, нас ободрила, и мы порешили в день её взятия основать в Париже «Общество взаимного вспомоществования русских художников». Сейчас же собрали картины, рисунки для лотереи и успешно разыграли. По совести выделили из всего 5 тысяч франков и отправили их через графа Адлерберга Государю императору, прося принять для раненых нашу лепту от нового Общества русских художников в Париже. Получив благодарственный ответ, мы получили и гражданство».
Так вспоминал это радостное событие его председатель - А.П. Боголюбов, прославленный маринист.
Первым президентом общества стал русский посол в Париже князь Н.А. Орлов, а высочайшим покровителем – Великий князь Александр Александрович. Таким образом, оно стало неким посольством отечественной культуры во Франции. А Похитонов - одним из членов-учредителей.
Боголюбов берет его под крыло, обучает премудростям мастерства.
По сути Похитонов сделал глубоко правильный шаг - чтобы достичь в чем-то мастерства возьми совет у того, кто уже чего-то достиг. Как это советуют современные коучи).
Не имея возможности получить систематическое художественное образование Иван Павлович, с другой стороны, направил все силы и внимание на то, что ему было интереснее всего - пейзаж. И достиг огромного успеха.
Он работает и зарабатывает: расписывает и обжигает тарелки с различными пейзажными мотивами, трудится в Парижской керамической мастерской русских художников.
И вот, в возрасте 28 лет выставляет свои работы в Салоне на Елисейских полях. Успех, отличные отзывы в прессе и художественном сообществе.
Теперь он расправил плечи, съездил ненадолго домой и вернулся обратно. И написал знаковые произведения для своего творчества.
В 1882 он заключает долгосрочный договор с продавцом картин, меценатом и организатором выставок Жоржем Пти и представляет Россию на Международной выставке в Париже, организованной этим же меценатом.
Лев Николаевич Толстой высоко ценил его творчество: "Самородный художник. На маленьком полотне пишет много и чисто. У него, как у Трубецкого, самобытность не потеряна…».
Они были знакомы, Похитонов гостил у писателя 2 недели, сделал много этюдов и зарисовок. Они были идеологически близки друг другу - это рождало взаимную эмпатию. Иван Павлович писал супруге о творчестве Льва Николаевича: «образы очерчены так разносторонне и дышат такой глубокой правдой, какой нет ни у одного из известных мне писателей: он видит все, перед ним все раскрыто…».
Художник, между прочим, прекрасно владеет рисунком фигуры, просто основным мотивом своего творчества выбрал пейзаж. Причем большинство его работ небольшие, на холсте и на дереве, практически все написано с натуры. Посмотрите, какой прекрасный характерный образ!
Картин с фигурами на переднем плане в его творчестве немного, но по ним видно глубочайшее мастерство.
Иван Павлович очень глубоко изучал достижения барбизонской школы пейзажа, копировал отдельные произведения, что предсказуемо отразилось на его живописи.
В дальнейшем его карьера будет складываться благополучно, как и личная жизнь - он проживет в крепком браке, у него появятся 2 очаровательные дочери. А в 1896 П.М. Третьяков приобретает у Похитонова 20 (!) картин для своей галереи.
Он всегда будет много путешествовать и как-бы жить между Европой и Россией, в 1906 получит звание академика Императорской Академии и выйдет на новый уровень.
Гражданская война застанет его на Кубани, это недолгое, но непростое время он активно участвует в гражданской жизни, но позже иммигрирует в Бельгию, где и проведет остаток дней.
Так простой юноша и уездной деревеньки Матреновка стал известен как один из лучших пейзажистов своего времени.
P.S. По традиции выкладываю ссылку на альбом с работами мастера).
Статьи о мастерах прошлого и настоящего: