Это, наверное, самый красивый театр Санкт-Петербурга. Да-да, именно этот, а не Мариинский (старый) театр или Александринский театр. О нем немногие знают, хотя на вывеску обращали внимание многие.
Этот театр располагается в одном из самых старых Питерских магазинов - в Пассаже. Он так раньше и назывался с огромной вывеской по Невскому проспекту и по Итальянской улице - театр Пассаж. Если зайти с Невского - он будет в самом конце торговой галереи. Если поднять взгляд на второй этаж - это будут окна театра, выходящие в Пассаж. Часть окон выходит на Итальянскую улицу.
Театр на втором этаже как бы буквой "П" охватывает торговую галерею Пассажа со зрительным залом, расположенным перпендикулярно галерее и параллельно Итальянской улице. Но вход - со стороны Итальянской улицы. Проходя по Итальянской улице - жемчужине Санкт-Петербурга с ее музеями, дворцами, театрами - Вы наверняка проходили мимо театра Коммисаржевской. Вход оформлен в стиле арт-деко. Хотя само здание очень старое.
Я второй раз вижу театр, еще на этапе строительства так необычно и удачно вписанного в магазин. Так сказать первые торгово-развлекательные центры. Первый из таких театров, где я был, - театр комедий имени Акимова над Елисеевским магазином, тоже на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Хотя в мире так уже давно строили, например, в Лондоне и Париже.
Когда-то на этом месте стоял дом Василия Петровича и Елены Михайловны Завадовских – они восхищали весь Петербург красотой и богатством. Они часто и надолго уезжали за границу и в это время весь дом сдавался. Так вот, именно в этом доме произошла грязная интрига, которая привела к дуэли Дантеса и Пушкина. Сюда послал Пушкин знаменитое письмо Геккерну. После него дуэль стала неизбежной. Отсюда же посланник и его сын были выдворены за границу. Владельцев этого дома тоже после этого преследуют неудачи, в том числе и финансовые. Дом был выставлен на продажу. Вот тогда его и купил Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор. Он разбогател, занимаясь недвижимостью. Он покупал, перестраивал, сдавал в аренду и продавал дома. Но с этим домом он поступил по-другому.
Сама идея пассажа от французского слова passage – «проход», «переход», возникла в сороковых годах XIX века. Сначала пассажи возникли в Европе для удобства перехода с одной улицы на другую. Затем в них начали продавать различные товары. В странах с холодным климатом идея была как нельзя кстати. И в 1840–1841 годах первый русский пассаж появился в Москве и назывался Голицынская галерея. Часть Апраксина двора также была превращена в застекленную галерею. Но название Пассаж появилось позже в названии здания Якова Ивановича Эссен-Стенбок-Фермора.
Пассаж и театр в нем открыты в мае 1848 года. Автором этого впечатляющего здания был архитектор Рудольф Желязевич. С помощью стеклянной галереи в три этажа Невский проспект был соединен с Итальянской улицей. Так появилась улица для жителей и гостей города под стеклянной крышей, что важно для иногда совершенно непредсказуемой питерской погоды.
Открытие Пассажа было назначено на воскресенье. Началось все с молебна. Затем - приветствия генерал-губернатора. И вот, наконец со здания упал зеленый занавес. Все ахнули, увидев великолепную, празднично украшенную галерею. На всю длину галереи тянулся накрытый огромный стол, на который были приглашены 1000 человек рабочих и строителей этого впечатляющего здания. Когда пришла пора открыть Пассаж для публики, рабочие, по данному сигналу, встали, подняли стол и он, как длинная белая змея поплыл прочь из здания. Затем через несколько минут в Пассаж вошли покупатели. Вход был платный- 50 коп. серебром в течение трех дней. Все собранные деньги пошли на благотворительные цели. Но наши купцы, привыкшие к "рыночным взаимоотношениям с покупателем" боялись арендовать помещения, ведь напротив уже много лет существовал проверенный годами Гостиный двор. Поэтому первое время большинство магазинов принадлежало иностранцам.
Здесь открылись магазины, рестораны, кондитерские, музей восковых фигур, «механический и анатомический театр», «живые картины» в верхних этажах, роскошный зрительный зал. В этом зале в 1860-х годах (здесь не было постоянной театральной труппы) устраивались лекции и проводились литературно-драматические вечера. Здесь читали свои произведения великие писатели А. Островский, Н. Некрасов, И. Тургенев, Я. Полонский, А. Писемский. Здесь читали лекции профессора истории. В театральном зале любительские труппы играли спектакли. Здесь в комедии А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» одну из ролей играл сам автор.
Около пятидесяти лет здание функционировало, но в 1901 году в Пассаже была проведена реконструкция под руководством Сергея Козлова. У здания появились новые владельцы - старинный богатый род Барятинских. Пассаж унаследовала решительная и предприимчивая княгиня Барятинская. Теперь вход в театр и кассовый вестибюль подверглись реконструкции: прежде зрители попадали в него из торгового зала «Пассажа». Первыми на сцене реконструированного, расширенного, красиво оформленного зала появились актеры театра «Фарс». В 1904 году здесь был открыт театр Веры Комиссаржевской. Это была замечательная актриса, в свое время - кумир русской интеллигенции. Первый спектакль прошел 15 сентября 1904 года. Это была драма Карла Гуцкова «Уриэль Акоста». Это была настоящая революция в театральной жизни театра, ведь раньше это были комические оперы и оперетты не всегда высокого качества. Дизайн занавеса был превращен в торговую марку - его элементы печатались на обертках и упаковках товаров, за что театр получал отчисления. На сцене театра в Пассаже были впервые поставлены горьковские «Дачники». Постановку контролировал сам Максим Горький. Всего два года театр Комиссаржевской провел в Пассаже. Затем переехал на Офицерскую улицу. Но именно в этом театре Вера Федоровна Комиссаржевская сыграла свою лучшую роль – ибсеновскую Нору. В советское время здесь работает Малая сцена Александринского театра. Позже на основе этой труппы был создан Драматический театр им. Ленсовета. В 1944 году сюда переводят основанный в октябре 1942 года в блокадном городе Ленинградский городской драматический театр. С 1959 года – это театр им. В. Ф. Комиссаржевской, который располагается в Пассаже до сих пор. Недавно театр бережно отреставрирован. Он действительно поражает. На меня он произвел неизгладимое впечатление.
После реконструкции появились удобные кресла и стулья, прекрасное современное освещение, кондиционирование. Здесь проходят замечательные постановки по вполне приемлемым ценам. Конечно, все относительно, но все близлежащие театры просто дерут с театралов три шкуры. Сам театр мне очень понравился. Это именно тот случай, когда реальность превосходит ожидания. А про спектакль я напишу чуть позже.
Надеюсь, Вам понравилась эта статья! Ставьте лайк, подписывайтесь. Это мотивирует писать лучше). С лучшими пожеланиями, Ваш Алекс Маком! До встречи.