Найти в Дзене
Живописные истории

Загадочный «Пьеро» Жана-Антуана Ватто

Картина Жана-Антуана Ватто (1684–1721) «Pierrot Content / Пьеро» датируется примерно 1712 годом и является одной из самых ранних картин художника (по крайней мере самой ранней из сохранившихся), сюжетом которой являются актеры или, скорей всего, модели, одетые как актеры, из Итальянской комедии (Comédie Italienne) — наследницы гораздо более древних традиций сommedia dell'arte (итальянской комедии масок) — а также Комеди Франсез (Comédie Française).

Ко времени Ватто итальянская и французская комедийные традиции всё больше склонялись к слиянию, особенно после 1697 года, когда Людовик XIV закрыл театр, который долгое время был домом итальянской труппы, и запретил артистам выезжать из Парижа и его окрестностей.

Их исключение оказалось в значительной степени на руку другим компаниям, особенно более мелким, выступавшим на ярмарках Foire Saint-Laurent и Foire Saint-Germain.

Ярмарки, предлагающие сезонные развлечения в течение нескольких месяцев каждого года в установленных местах на окраинах города, становились всё более популярными среди всех слоев общества.

Картины, подобные этой, трогательно сочувственные и интимные в изображении театральных деятелей, наводят на мысль, что одинокого Ватто привлекала свободная, неформальная атмосфера ярмарочных театров и что он, должно быть, чувствовал себя как дома среди его обитателей, приехавших из Парижа, сельской местности или из-за границы.

Жан-Антуан Ватто «Пьеро» , 1712 г.
Жан-Антуан Ватто «Пьеро» , 1712 г.

Главными “актерами” мужского пола на этой картине являются Меццетен, с белым воротником поверх костюма в розовую, сине-зеленую и белую полоску и беретом из того же материала, и Пьеро, в костюме кремового цвета, белой блузке, воротнике и чепчике со в шляпой с мягкими полями.

В лесу справа (сейчас едва различимый на затемнённом фоне, но разборчивый на гравюре с картины (см. внизу)) изображена фигура, которая, возможно, является Скарамушем (в костюме, похожем как на Меццетене), в тревоге раскинувшим руки; его сопровождает Арлекин в маске, одетый в соответствии с традицией в облегающий костюм, украшенный ромбами.

-2

Пьеро мог быть как мимом, так и музыкантом и отчетливо ассоциировался с французским театром.

Роли других изображенных мужчин-актеров эволюционировали под руководством итальянских актеров и представляют собой роли слуг, часто шумных, непослушных и провокационных.

Меццетен, в частности, был известен всем как интриган и любитель флирта. Он и Пьеро выступали вместе и, учитывая их разные темпераменты, часто как противоположности.

На картине Меццетен обращается к элегантной и сдержанной гитаристке, даме с напудренными волосами, одетой в яркий разноцветный костюм, шляпу с пером и воротником, последний был элементом официального костюма семнадцатого века, который впоследствии был принят как в маскарадном, так и театральном костюме.

Пьеро, находящийся в центре, сохраняет сдержанное и спокойное уединение.

Пара справа как бы отдаляется от стальных. Причём, в случае с дамой в буквальном смысле, поскольку первоначально Ватто намеревался приблизить её голову к Пьеро, и прежнее положение всё еще остается довольно отчётливым теневым присутствием на картине.

Отстраненность этой пары усиливается их томными позами и приглушенными землистыми тонами, которые Ватто выбрал для их костюмов.

На другой картине художника под названием «Les jaloux / Ревнивец» была, по сути та же тема, что и у данной, что может говорить о том, очевидно непонятно, какой смысл вкладывал в эти картины художник.

«Les jaloux / Ревнивец»
«Les jaloux / Ревнивец»
Ватто | Живописные истории | Дзен