О том, как смотреть на натуру «широко», говорилось в первой статье. Продолжу эту тему.
Передав в первой прописке увиденное при «широком взгляде», переходим к более точному изображению предметов, уточнению их формы, тона, цвета. При этом смотрим не на предмет, который пишем, а около. (Вспоминаем известную многим крылатую фразу «пишешь глаз, смотри на ухо») Слышали многие, на практике применяют не все. Тем не менее это очень важно.
Если трудно, хотя бы периодически отводите прямой взгляд от предмета, проверяя впечатление. Тогда изображение не будет сухим и фотографичным.
Далее.
Задаваясь целью в своей работе передать воздушную среду, важно писать второй план через первый.
Известно, что на первом плане предметы пишутся чётче, конкретнее, а на втором – мягче, без контрастов и жестких контуров. Тем не менее в работах художников-любителей часто, например, деревья на горизонте написаны так же жестко, как и на первом плане. В пространстве путаница. Потому что, когда писали второй план, то и смотрели на второй план.
А надо смотреть на первый план, и боковым зрением увидеть, как видно то, что находится на втором плане.
Вот пейзаж А.Сислея. На первом плане слева видим дерево, вполне конкретно написанное; справа же, дальше в пространстве - группа деревьев, изображённая широкими мазками без деталей, тонких веток, обобщённо. Есть обозначение стволов, есть намёк на более тонкие ветви, но - чуть-чуть. Именно так, как чуть видно, если не уводить взгляд на эти деревья, а видеть их боковым зрением через передний план.
Если бы художник смотрел на эту группу деревьев непосредственно, «в упор», наверняка он видел бы много подробностей, так как деревья находятся не настолько далеко, чтобы глаз человека не различал детали.
Секрет же тут в том, что художник смотрел через первый план.
И это тоже нужно не только знать, но и применять на практике, и контролировать свой взгляд постоянно. Здесь нет ничего сложного, это доступно каждому. И ваши работы будут по-настоящему живыми, живописными.
P.S. Основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, поделюсь профессиональными секретами живописи и рисунка. Кроме этого, рассказываю о художниках, своих путешествиях по музеям и просто красивым местам, и о своём творческом опыте. :) Буду очень рада подписчикам, которым интересно моё творчество, а также уроки живописи онлайн.