Горячева Светлана, "Розовые пионы", холст, масло, 2022 год.
На самом деле, существует множество способов написать эти замечательные цветы, у каждого художника свои секреты и приёмы. Для тех, кому интересно - покажу, как это делаю я. Мне проще и приятнее работать в технике многослойной масляной живописи, решая живописные задачи поэтапно, в порядке очереди.
1. Быстрый набросок очертаний пионов кистью. Ни к чему отрисовывать каждый лепесток, работу лучше вести от общего к частному, начиная с широких цветовых пятен. Практически сразу можно начинать работать цветом.
2. Первый слой краски лучше делать тонким и прозрачным, как акварель - во-первых, так он быстрее просохнет и позволит вести работу дальше, а во вторых некоторые краски особенно красиво звучат именно в прозрачном слое, сквозь который просвечивает белый холст. Например, краплак розовый самые насыщенные и яркие оттенки позволяет получить именно так.
3. В первом слое стремимся найти основные цветовые и тоновые отношения. На этом этапе цветовые пятна выглядят обобщёнными и упрощёнными, развивать и усложнять цвет, а также уточнять рисунок можно потом.
4. Когда первый слой немного подсохнет - можно писать дальше. Для межслойной обработки используется ретушный лак - с ним краски не жухнут и лучше ложатся на холст. Пишут прямо по свежему лаку - мазки получаются подвижными и пластичными, цветовые переходы плавными. Если в первом слое работа ведётся преимущественно без белил - то теперь подбираем оттенки в полную силу, уточняем цветовые отношения.
5. Цветовые закономерности в этом сюжете выглядят следующим образом: наиболее насыщенный розовый цвет таится в глубине цветка - там постараемся сохранить участки незаписанного подмалёвка. В теневой части насыщенность цвета падает, там наблюдаем коричневые тона, даже слегка зеленоватые - во-первых, листья в тенях дают зеленоватые рефлексы, а во-вторых, это происходит в силу цветового контраста. Рядом с насыщенными розовыми пятнами все менее насыщенные тона приобретают оттенки противоположного цвета, Для красного это зелёный. Если, рисуя розовые цветы, постараться найти в них зеленоватые оттенки - изображение окажется более живописным) Похожая вещь происходит с фоном - нейтральный бежевый фон становится по соседству с яркими пионами зеленоватым.
6. Пионы - цветы сложной конструкции. Однако, изучая игру освещения на лепестках, стоит держать в уме его "большую форму", которая напоминает полусферу, и следить за тем, как она поворачивается из света в тень. Освещённая часть цветка будет в целом светлее, чем теневая. Лепестки на свету не имеют тёмных теней, их форма моделируется голубоватыми полутонами. Самые яркие света, которые мы воспринимаем как белые, наносим, добавив в белила жёлтую краску - иначе они приобретут неприятный холодный оттенок.
7. Помимо цветовых отношений, внимательно изучаем характер касаний цветовых пятен. Касания должны быть разнообразными - например, на левом цветке хорошо видно, что края освещённых лепестков очерчены контрастно и жёстко, тогда как теневая часть растворяется и сливается с фоном.
8. Постепенно добавляются детали и подробности)
9. У каждого листика и у каждого лепестка один край будет более чётким, другой - более мягким и размытым.
10. Для того, чтобы наши цветы погрузились в воздушную среду, надо увидеть и передать, как цветовые эффекты выходят за очертания предметов. Световые лучи отражаются от поверхности лепестков и мерцают в атмосфере чистыми и нежными оттенками розового, рядом с которыми в силу закона контраста появляются светлые изумрудные тона. Несколько энергичных мазков мастихином помогут завершить композицию.
Подробнее насчёт художественных материалов и техники живописи можно посмотреть здесь:
А здесь ещё поэтапно картины с пионами: