Найти в Дзене
С заботой о пожилых

«Я своим примером доказываю, что жизнь — это движение». Врач-ЛФК расскрывает секреты работы.

Оглавление

Заходя в клинику или на дом к пациенту, Наталья озаряет своей энергией всех, будь это загруженная команда врачей или апатичный пациент. Не раз замечали, как в ее присутствии у окружающих осанка подтягивается, появляются задор в голосе и улыбка.

Наталья работает в «Системе Забота» давно и имеет большой опыт восстановления разных людей — с инсультом, после операции или эндопротезирования. Из чего состоит день ЛФК-врача, о секретах работы с пациентами, а также о роли спорта в ее жизни, Наталья рассказывает в интервью.

С чего начинается день ЛФК-специалиста?

В рабочий понедельник я знаю, какие будут выезды на следующие пять дней, с понедельника по пятницу.

На руках у меня есть выписки и медицинские карты пациентов. Я их читаю и примерно понимаю, что меня ждет, если это первый выезд. На повторный прием у меня сформирован план. Уже знаю, что мы будем делать в следующий раз. Единственное, что я корректирую план по мере того, как пациент себя чувствует.

Как тогда происходит работа с пациентами «на месте»?

Если это первый раз, то мы знакомимся с пациентом и его родственниками, с сиделкой, если есть. Обсуждаем какие-то вопросы по состоянию, по анамнезу, по питанию и настроению. Как вы понимаете, первый раз он такой ознакомительный. Я пробую, что может человек, какие у него ресурсы. После этого составляю программу и планирую, сколько раз мы будем заниматься.

Так долго и тщательно мы беседуем, потому что к каждому пациенту подход индивидуальный, нет никакой общей программы. У одного при инсульте просто ослабла левая рука или правая, а у другого абсолютная парализация, он не чувствует и не двигает половиной тела. Один может плохо говорить и у него рука в спастике, ее не разогнуть, а у другого вялая, просто болтается. Все это разные вещи.

Поэтому начинаем заниматься в зависимости от ситуации. Если это спастика, нам эту спастику нужно снять, руку разогнуть. Это лечение положением, есть определенные ЛФК-методики. Если это вялый парез, то мы начинаем пассивную гимнастику, массаж, наоборот упражнениями стимулируем напряжение.

Я вообще такой человек — деятельный и конкретный, не люблю тратить время. Всегда стараюсь идти чуть-чуть вперед каждый раз. Это и для меня приятно, я вижу результат своей работы, а главное — пациент чувствует приближение к цели.

Как формируются цели работы?

У нас, естественно, есть определенное планирование. Вся моя работа основана на том, к чему стремится пациент. Если у него цель — встать и дойти до кухни, то мы к этой цели стремимся.

Иногда человек хочет чего-то совсем малого, хотя он может гораздо больше. Вот у меня была пациентка, которая говорила: «Я не встану со стула, я не встану, я не могу». Она до реабилитации полгода не сидела на стуле, только на кровати и то под спиной у нее всегда была мягкая опора. Я говорю: «Не волнуйтесь, не надо об этом думать, сейчас мы сядем на стул, а потом решим, можете или нет».

Вот такое движение — это расширение двигательной активности, это очень важно. Она села на стул, она поняла, что на стуле так удобно и прекрасно. Мы с ней встали со стула. Первый раз я ей помогала, второй раз она встала сама. У нее сразу другое ощущение от себя и от жизни. Она поняла, что она может больше, чем думает.

А если пациент хочет больше, но не может. Как объяснить, что ничего не сделать?

Это неправда, всегда можно что-то сделать. Мы стремимся достигнуть максимально возможного. Если первое время тяжело, то разбиваем итоговую цель на маленькие. Например, человек хочет пойти в театр. Но для того, чтобы пойти в театр, сначала, нужно научиться вставать с постели, пройти по коридору, дойти до ванной, чтобы самому привести себя в порядок, научиться одеваться и так далее. Конечно, это все может растянуться по времени. Пусть мы маленькими шажками, но идем к цели.

-2
-3

Задаете ли домашние задания?

Есть речь идет о программе реабилитации, то задания даю не пациенту, а реабилитационной сиделке. Она четко по инструкции занимается упражнениями в мое отсутствие. Если же это индивидуальные занятия, то даю те задания, которые пациент на дому может выполнить безопасно. Если мы только сегодня встали на ноги, я не буду говорить, вставайте дальше каждый день. Нет. Он будет вставать без меня только тогда, когда будет чувствовать себя уверенно.

В общем, в домашнем задании простые безопасные упражнения, которые пациент легко может делать сам.

Есть ли у вас секреты, как мотивировать сложных пациентов?

Нет таких лайфхаков, которые работают для всех. Это очень индивидуально. С кем-то поговорить, с кем-то построже, кого-то пожалеть, а к кому-то подойти через родственников. А некоторые, наоборот, родственников вообще не воспринимают, а меня слушают.

Очень часто родные говорят: «Мы вот делали все то же самое, что вы сказали». Например, они садились в постели. Это первое, чему нужно научиться делать самому, без помощи. И у человека не получалось никак повернуться набок. Пациенты иногда могут с родственниками покапризничать. Я подхожу, говорю: «Давайте, начинаем, переворачиваемся на бочок». Раз и получается. Родственники удивляются: «Вы волшебница!». Ну вы же видели, я не волшебница, я даже не трогала. Человек сам сделал, просто мотивация другая.

А где брать силы и мотивацию самому?

Я активный человек, может даже избыточно. Очень люблю активность и путешествия. То и другое дает много сил. Чем больше двигаешься, тем больше хочется.

Занимаюсь почти всем — бегом, шесть раз пробежала марафон 42 километра, люблю кататься на лыжах, плавать. За последние годы проплыла Волгу, Териберскую губу, участвовала в соревнованиях в Дубае, в Рускеала. Мне также нравится ходить в зал, заниматься тяжелой атлетикой, а еще танцевать.

Как видите, люблю разнообразный спорт, своим примером показываю, что жизнь — это движение.

-4
-5
-6
-7

Узнайте подробнее о комплексной реабилитации на дому здесь.

Рекомендуем почитать:
6 шагов восстановиться после болезни и причем тут реабилитационная сиделка
Только хуже: физические изменения после инсульта
Всего 5 упражнений — сила и бодрость вернутся