Найти тему

Играем Мольера («Версальский экспромт» в Институте культуры и искусств»)

«Все люди так гнусны, так жалки мне они! Быть умным в их глазах — да боже сохрани!»

Жан-Батист Мольер, из книги «Мизантроп»

Мольер пишет «Версальский экспромт» (1663) как протест против клеветы, против зависти в творческой профессии. Это — сцена на сцене, содержание пьесы — репетиция спектакля в труппе Мольера, ее герои — сам Мольер и его актеры. По «Версальскому экспромту» можно судить об отношениях в труппе Мольера, о его реалистических приемах постановки спектакля. И еще можно судить о зрителе, который так подвержен общественному мнению.

Вчера студенты четвертого курса О. Малахова давали премьеру «Экспромт a la Versailles».

-2

На спектакле со мной сидела дама, которая ушла после первых картин. Видимо, ее волновал вопрос: Где сюжет, который захватывает зрителя? «Спектакль уж очень громкий, не несёт никакого смысла, не понятно вообще, про что. Какое-то кривляние на сцене, суета…».

А все потому, что в нашей школьной программе, которая и сформировала отношение к творчеству комедианта, Мольер – сатирик, обличитель пороков, его пьесы в учебниках истолковывались как смелый протест против правящего сословия. А ведь автор пьесы написал ее для такого театра, который в гораздо большей степени ориентирован на зрителя, чем мы привыкли.

Студенты играли не комедию Мольера, а самого Мольера и показали «жеманство», «тщеславие», «общественное мнение», «эпигонство», в целом, — показали зрителя.

Актер в таком театре — рассказчик, он обращается непосредственно к публике. Потому что в основе сценического действия лежит «рассказ», а не проживание роли, как в драматическом театре.

Режиссер спектакля Олег Малахов всегда дает возможность каждому студенту выразить свой талант, свою актерскую изюминку, раскрывает потенциал каждого молодого исполнителя. В такой работе важен акт сопряжения, акт сотворчества. Поэтому в спектакле нет главных ролей, все играют Мольера как творца, как человека, как «мир искусства».

-3

В спектакле вообще нет декораций, потому что нет необходимости воспроизводить эпоху, важен образ театра, мир актера и зрителя. Поэтому работа с залом не выглядит нарочитой, все погружены в творчество.

Прекрасные костюмы (которым мог бы позавидовать высокобюджетный театр) не отражают эпоху, не стилизованы под Францию 17 века, а передают характер персонажа. Продумано все до мелочей. Эта знаковая природа костюма – важная составляющая всего текста спектакля.

Играть комедию всегда сложнее, потому что комическое не подвластно простым эмоциям. Устами героя первой пьесы, шевалье Дюранта, Мольер высказывает свое кредо комедиографа:

«Я нахожу, что гораздо легче распространяться о высоких чувствах, воевать в стихах с фортуной, обвинять судьбу, проклинать богов, нежели приглядеться поближе к смешным чертам в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно… Когда вы изображаете обыкновенных людей, тут уж надо писать с натуры. Портреты должны быть похожими, и если в них не узнают людей вашего времени, то цели вы не достигли… Заставить порядочных людей смеяться — дело нелегкое…»

Наши студенты справились с этой сложнейшей задачей.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ