О том, как немецкая авиация пыталась уничтожить Балтийский флот в 1941 году написано очень много. К сожалению, до сих пор перепечатываются какие-то совершенно фантастические цифры про сотни немецких бомбардировщиков, которые безуспешно пытались прорваться к нашим кораблям, стоявшим в Финском заливе, и каких огромных потерь стоили эти попытки Люфтваффе.
Я не буду приводить цитаты, одну нелепее другой, а попробую кратко изложить историю немецких авианалётов на наш флот в сентябре 1941 года. Кстати, в немецких воспоминаниях об этих событиях тоже сплошная путаница.
Силы сторон
В Финском заливе и, частично, на Неве, находились корабли Балтийского флота, артиллерия которых очень сильно портила жизнь войскам Вермахта на подступах к Ленинграду. Из крупных кораблей — это линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», крейсеры «Киров» и «Максим Горький», лидеры эсминцев «Минск» и «Ленинград», эсминцы «Гордый», «Сметливый», «Стойкий», «Сильный», «Свирепый», «Стерегущий», «Опытный» и «Строгий», сторожевые корабли «Тайфун», «Вихрь», «Пурга», «Буря» и «Туча», минные заградители «Марти» и «Урал», канонерские лодки «Красное знамя», «Пионер», «Сестрорецк», «Амгунь», «Волга», «Москва», «Кама», «Зея» и «Ока». А ещё 42 подводных лодки, 62 тральщика, 38 торпедных катеров и пр. К которым 21-го сентября присоединился отремонтированный эсминец «Славный».
Кроме того, в постройке находился крейсер «Петропавловск», строился эсминец «Стройный», в ремонте находились эсминцы «Грозящий», «Страшный», «Суровый» и «Сторожевой». Строящиеся и некоторые ремонтируемые корабли также вели стрельбу.
Часть кораблей ушла на Неву, в район Усть-Ижоры: эсминцы «Стройный» и «Строгий», канонерские лодки «Зея», «Сестрорецк» (позднее присоединились «Ока» и «Красное знамя»), три сторожевых корабля, четыре тральщика, катера, плавучая зенитная батарея.
Противовоздушную оборону флота обеспечивали 5-й и 71-й истребительные авиационные полки ВВС Балтийского флота, из которых одна эскадрилья располагалась на острове Котлин. Всего не более 60 самолётов, свыше половины из которых — И-16 и И-153.
Есть данные, что было 349 орудий зенитной артиллерии, из которых 158 орудий были на кораблях. Что именно входит в эти цифры и как эти орудия располагались, точных данных у меня пока нет. В любом случае, 37-мм автоматических орудий из этого числа единицы, подавляющее большинство составляли 76-мм пушки, орудия малого калибра были представлены 45-мм универсальными орудиями. Если я правильно понимаю, то зенитная артиллерия на южном берегу Финского залива и в Кронштадте (которая могла прикрывать корабли) имела около сотни 76-мм орудий и полсотни зенитных пулемётов.
Под Ленинградом и Новгородом у немцев действовал 1-й воздушный флот. В сентябре истребительная авиация была представлена следующими соединениями: 54-я эскадра (JG54) в полном составе (все три группы), ей подчинена 2-я группа 53-й эскадры (II./JG53), короткое время в сентябре районе Любани базировались 3-я группа 27-й эскадры (III./JG27) и 2-я группа 52-й эскадры (II./JG52). Все они летали на истребителях Bf.109F (но были немногочисленные исключения), кроме 27-й эскадры, ещё полностью использовавшей Bf.109E, и применявшейся главным образом для поддержки сухопутных войск.
Кроме них также 1-я и 2-я группы 26-й эскадры тяжелых истребителей (ZG26) на самолётах Bf.110.
Бомбардировочная авиация: 3-я группа 1-й эскадры (III./KG1), три группы 76-й эскадры (KG76) и 1-я группа 77-й эскадры (I./KG77) на самолётах Ju.88A, 4-я эскадра (KG4) в полном составе на самолётах He.111H, 1-я и 3-я группы 2-й эскадры (KG2) и 3-я группа 3-й эскадры (III./KG3) на самолётах Do.17Z.
Для непосредственной поддержки сухопутных войск: 1-я и 3-я группы 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (StG2) на самолётах Ju.87B и Ju.87R, 2-я группа и 10-я эскадрилья 2-й учебной эскадры (II.(Sch.)/LG2 и 10.(Sch.)/LG2) на самолётах Bf.109E, использовавшихся как штурмовики.
На 6-е сентября в составе 1-го Воздушного флота было 166 одномоторных и 39 двухмоторных истребителей, 203 горизонтальных и 60 пикирующих бомбардировщиков, всего 468 боевых самолётов, не считая разведчиков. Этот порядок цифр существенно не менялся весь сентябрь.
Надо учитывать, что для ударов по Ленинграду и флоту в Финском заливе немцы использовали аэродромы: Сиверская, Сиворицы (рядом с Гатчиной), Тирково и Любань, что позволяло им задействовать не более 80 самолётов. И по советским сводкам, большее число самолётов никогда и не отмечалось.
16-е сентября
Первый крупный налёт силами 27 пикирующих бомбардировщиков Ju.87R из III./StG2, под прикрытием (видимо, десятка) истребителей Bf.109E из JG54.
Атаковали линкор «Марат». Бомбить помешали зенитки корабля, но три 500-килограммовые бомбы попали в цель.
После бомбежки уходившие самолёты были атакованы нашими истребителями (2 Як-1 и 4 ЛаГГ-3), в ходе воздушного боя сбит один «мессер», одну «штуку» сбили зенитчики, у нас повреждён один истребитель.
Для устранения повреждений «Марат» ушёл в Кронштадт,
19-е сентября
Гавань Кронштадта атаковали бомбардировщики He.111 из 5./KG4. Точное число не указано, возможно, их было девять. В любом случае порядок цифр такой. Попаданий в корабли не было, серьёзных разрушений в гавани тоже. Зато немцы потеряли один бомбардировщик He.111P-4.
20-е сентября
В налёте принимали участие 15 Ju.87 из StG2. Потоплены: пароход «Мария», буксир «Красный флот» и портовая баржа КП-15. В тот же день был потоплен тральщик ТЩ-36 и повреждена канонерская лодка «Селемджа», но это было на Неве.
Немцы потерь не имели.
21-е сентября
Утром первой волной шли 25 бомбардировщиков Ju.87R из StG2. Тремя прямыми попаданиями был потоплен эсминец «Стерегущий», прямое попадание получил стоявший в доке эсминец «Грозящий». Были атакованы и грузовые суда, потоплен ледокольный грузовой пароход «Леваневский».
Следующая волна самолётов состояла из 15 Ju.88 из KG77 и их целью были оба линкора. В «Марат» попасть не удалось, а «Октябрьская революция» получила три попадания 250-килограммовыми бомбами. Эти же «Юнкерсы» атаковали и минный заградитель «Марти», получивший не очень серьёзные повреждения.
Третьей волной атаковали 22 истребителя Bf.109E из JG27, которые несли 250- килограммовые бомбы. Они смогли повредить эсминец «Гордый». В ходе этого налёта немцы потеряли два «мессера».
Бомбить немцам пытались помешать наши истребители, с Кронштадта взлетела шестерка самолётов. Но немецкие бомбардировщики прикрывала эскадрилья истребителей из JG54. Наши потери составили три самолёта, причём один был сбит собственными зенитками.
Уже днём подоспели остальные самолёты авиации Балтийского флота. Было задействовано 10 И-153, 4 И-16, 3 МиГ-3, 1 Як-1 и 1 ЛаГГ-3, всего 19 самолётов. Но помешать немцам они уже не смогли.
По данным наших постов ВНОС, в тот день было четыре налёта на базу и флот: в 11 часов 44 минуты, 15 часов 31 минуту, 17 часов 14 минут и 18 часов 25 минут.
Какие именно немецкие самолёты действовали днём и сколько их было непонятно, но в результате этого удара был сильно повреждён эсминец «Сильный», лёгкие повреждения у эсминца «Славный».
Вечером десятка Ju.87R снова атаковала линкор «Марат», но попаданий не было.
Ещё позже появилось два десятка Ju.88 из 77-й эскадры, и несмотря на то, что уже темнело, потопили грузовой пароход «Барта», три вспомогательных судна и три портовые баржи. Получили повреждения крейсер «Киров», тральщик ТЩ-206, подводная лодка Щ-302 и канонерская лодка «Пионер».
Кроме того, немцы бомбили и сам город, Кронштадт подвергся существенным разрушениям, только на Морской завод упало 16 бомб.
Хотя немцы потеряли лишь два самолёта, были ещё поврежденные машины, которые хоть и сели на своей территории, но больше в небо подняться не смогли. Так что минимум 5-6 самолётов (а то и больше) немцы в этот день потеряли.
22-е сентября
В этот день действовало 38 бомбардировщиков Ju.88A из KG77. В результате двух налётов был потоплен сторожевой корабль «Вихрь» и два вспомогательных судна, повреждены эсминец «Сильный» и плавбаза «Смольный».
Бомбардировка повредила портовые сооружения и Морской завод в Кронштадте.
Наша зенитная артиллерия сбила один Ju.88A-5, но ещё один был поврежден и разбился.
23-е сентября
В первом налёте в 10 часов участвовало 24 бомбардировщика Ju.88A из KG77. Они атаковали Морской завод в Кронштадте.
Через час бомбили 30 пикировщиков Ju.87 из StG2.
В тот день пилоты из KG77 вылетали дважды, три раза корабли бомбили «штуки» 2-й эскадры, в последующих вылетах самолётов было меньше. Известно, что самолёты 1-го воздушного флота совершили 416 самолёто-вылетов на бомбардировку, но сюда входят и бомбежка Ленинграда, и вылеты на других участках фронта, от Ладоги до Новгорода, где шли ожесточённые бои.
В тот день снова получил бомбу стоявший в доке эсминец «Грозящий», две 250-килограмовые бомбы попали в линкор «Октябрьская революция». Сильные повреждения получил лидер «Минск», который ночью затонул. Были потоплены подводная лодка М-74 и тральщик ТЩ-31, сильно повреждён (практически выведен из строя) крейсер «Киров». Ну и прямым попаданием 1000-килограммовой бомбы затоплен линкор «Марат», ему фактически оторвало носовую часть. От полного затопления корабль спасла лишь небольшая глубина.
Помешать немцам пыталась лишь шестерка советских истребителей, потери авиации флота в тот день составили 6 машин, но так как в тот день потери были и над Ленинградом, то сколько именно самолётов было потеряно при отражении налёта на корабли непонятно.
В этом налёте немцы потеряли лишь один бомбардировщик Ju87R-2 из штаба 3-й группы 2-й эскадры, но несколько машин с трудом дотянули до своих и были списаны.
26-е сентября
Утром 12 бомбардировщиков Ju.88 из 77-й эскадры атаковали нефтехранилище в Кронштадте. В результате огромного пожара сгорел стоявший рядом пароход «Бирута».
Потерь у немцев не было.
27-е сентября
В этот день в налёте принимали участие 42 бомбардировщика Ju.87 и Ju.88 под прикрытием 18 истребителей. Атаковали линкор «Октябрьская революция» и крейсер «Максим Горький». Линкор получил 500-килограмовую бомбу, заклинившую одну из башен. Было и прямое попадание 1000-килограмовой бомбы, но она, к счастью, не взорвалась.
Немецкие самолёты вернулись домой без потерь, но минимум одна «Штука» была списана после полученных повреждений.
Всего при налётах немцы потеряли восемь самолётов, ещё не менее десяти машин была повреждено огнём зенитной артиллерии и потом списано.
У нас потоплен линкор, лидер, эсминец, сторожевой корабль, подводная лодка и тральщик, выведен из строя крейсер. Серьёзные повреждения ещё у десятка кораблей.
Наши потери составили 13 самолётов.
Наша многочисленная зенитная артиллерия била (по отзывам немцев) неточно. Но массированный огонь всё-таки мешали им бомбить прицельно.
Оценить силу огня можно по прилагаемому фото, где видны множественные облачка разрывов:
Но отсутствие достаточного числа малокалиберных зенитных орудий и крупнокалиберных пулемётов не позволяло эффективно бороться с пикирующими бомбардировщиками, 76-мм и 45-мм орудия (составляющие подавляющее большинство) были бесполезны.
Истребительная авиация флота большую часть вылетов совершала для поддержки сухопутных войск, для прикрытия кораблей было лишь 5-6 самолётов, базировавшихся на сам Кронштадт. Поддержку вроде бы оказывала авиация 7-го истребительного авиакорпуса ПВО, с 21-го по 25-е сентября они совершили 141 вылет в интересах флота. Но особого эффекта это не дало, истребители запаздывали на перехват.
Система оповещения ПВО флота работала крайне неэффективно. Радары смогли засечь лишь одну из воздушных атак 21-го сентября. Впрочем, тогда радиолокация ещё была в стадии младенчества, требовать от неё слишком много не следует.
Говорить об особой успешности немецких налётов, мне кажется, не совсем правильно. 21-23-го сентября они делали по сотне самолёто-вылетов на бомбежку Кронштадта и кораблей, но эффект не особо велик, если сравнивать это с аналогичными операциями Второй Мировой войны.
Другое дело, что если бы налёты продолжались ещё, то флот мог понести очень большие потери. Чего, впрочем, могло и не быть, так как большую часть кораблей перевели на Неву или просто ближе к городу, где они уже оказались под защитой ленинградской ПВО, действовавшей много эффективней, чем флотская.
В любом случае, вслед за танками, от Ленинграда под Москву 27-го сентября был переброшен и 8-й авиакорпус, так что сил у немцев стало намного меньше, а атаковать корабли, тем более массировано, стало просто нечем.
В результате корабли уцелели и потом немцам ещё не раз пришлось на себе испытать мощь нашей корабельной артиллерии. Даже 12-дюймовки полузатопленного «Марата» вели огонь.
Возможно у кого-то есть более точные данные, чем приведенные в моей статье. Буду признателен, если поделитесь информацией, моя почта: nwt@nweb.su
Рекомендую также мою статью:
Как пушки «Авроры» защищали Ленинград в 41-м
Все статьи, связанные с боевыми действиями под Ленинградом, идут с тегом #битвазаленинград.