Найти в Дзене
Андрей Мятиев

История уникального дореволюционного велосипеда ORO чемпионки России Надежды Холодович - из коллекции Веломузея.

Предлагаю вашему вниманию историю приобретения, реставрации и атрибуции уникального велосипеда ORO из коллекции Веломузея, построенного в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.

Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.

Велосипед был приобретен мной летом 2017 года в городе Саров Нижегородской области в некомплектном и довольно запущенном состоянии. Самое печальное, что на раме отсутствовала эмблема. Продавец, к сожалению, ничего не знал о предыдущих владельцах этой машины. Судя по состоянию велосипеда – он многие годы хранился в каком-то нежилом помещении, периодически имевшем высокую температуру – возможно, это был чердак дома. Вывод о периодическом нагреве был сделан из-за характерных трещин – кракелюров, которыми был покрыта краска на раме и вилке, а также из-за практически окаменевших шин. На всех частях лежал толстый слой пыли, из-за которой даже трудно было определить цвет.

В таком виде велосипед приехал в 2017 году в коллекцию Веломузея. ;-)
В таком виде велосипед приехал в 2017 году в коллекцию Веломузея. ;-)

Первоначально, еще по фотографиям, велосипед был мной ошибочно датирован 1920-ми годами, но по получении его при внимательном осмотре стало понятно, что аппарат изготовлен в предыдущем десятилетии. Тщательная очистка выявила едва видневшиеся отверстия от заклепок, некогда крепивших эмблему – а это уже зацепка! Кое-какую информацию добавило исследование комплектующих и узлов рамы. Довольно странно выглядела разница в ведущей и ведомой звездочках – передняя была под цепь дюймового шага, а задняя – полудюймового. Перебрав всю мою коллекцию велосипедных эмблем, я нашел единственную, которая подходила по заклепкам и датировке – это была эмблема «ORO». Содержащаяся в архиве Веломузея весьма обильная информация про эту марку (несколько рекламных каталогов, множество рекламных объявлений, упоминания о том, что такими велосипедами пользовались сильнейшие московские велогонщики 1910-х годов, фотографии) - связывала ее с магазином и мастерской Федора Петровича Кавского в Москве.

Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.

Я выстраивал в цепочку информацию, а меня все время мучило какое-то неясное воспоминание, связанное с маркой «ORO»… После недельных примерно мучений меня осенило – лет 25 назад от случайного знакомого, работавшего в закрытом городе Арзамас-16, я получил в подарок переднюю звездочку с вписанными в нее литерами O-R-O!!! Посреди ночи я, как ужаленный, побежал в мастерскую перебирать ящики с разными звездочками и шатунами – и нашел искомое! Более того – приложив звезду к шатуну я обнаружил след от давнего удара, оставившего вмятину на шатуне и глубокую царапину на звездочке! Когда-то они были единым целым! Вот чудеса! :-) А Арзамас-16 – это и есть нынешний Саров… Поиск недостающих частей, очистка никелированных и окрашенных поверхностей, снятие окаменевших шин, размачивание их "в семи водах со скипидаром", пайка трещин на эмблеме, переборка механики – это уже реставрационная рутина, занимающая львиную долю времени, потраченного на проект. Кстати, покрышки, как оказалось изготовленные на заводе «Красный Треугольник» Резинотреста СССР в начале 1920-х годов, удалось привести в приличный вид и даже надеть их обратно на обода, предварительно поменяв камеры! Первоначально, при постукивании по ним молотком раздавался совершенно деревянный звук и я не мог даже мечтать, что их хотя бы можно будет снять без повреждений – но в результате долгих «плясок с бубном» почти столетняя резина украсила более чем столетний велосипед. ;-)

Шина производства завода «Красный Треугольник» Резинотреста СССР 1920-х годов. Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.
Шина производства завода «Красный Треугольник» Резинотреста СССР 1920-х годов. Велосипед ORO из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, построенный в мастерской известного московского спортсмена и предпринимателя Федора Кавского для Чемпионки России Надежды Холодович в 1913 году.

С самого начала меня очень занимал вопрос – кому же первоначально принадлежал велосипед, вернее – для кого он был построен? Некоторые выявленные в процессе реставрации факты позволяли надеяться на решение загадки. Первое: несомненно велосипед был штучный – такая модель отсутствовала в каталогах магазина Кавского. Рама была спаяна в мастерской, покрыта никелем и окрашена в нехарактерный для серийной продукции бордовый цвет. Укомплектован аппарат первоклассными деталями английских фирм. При этом аппарат практически идентичен велосипедам, которые Кавский строил для московских и Всероссийских чемпионов: Петра Степанова (Калашникова), Николая Пешкова, Николая Струнникова и других великих гонщиков того времени.

Страница из рекламного проспекта магазина Ф.П. Кавского 1913 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта магазина Ф.П. Кавского 1913 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта магазина Ф.П. Кавского 1913 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта магазина Ф.П. Кавского 1913 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Второе: на раме нет серийного номера. Третье: велосипеды ORO обычно окрашивались в черный цвет, а мой аппарат – бордовый, причем сомнений в аутентичности окраски нет – сохранилась оригинальная линовка и следы какой-то декали в виде надписи на диагональной трубе. Четвертое: рама велосипеда очень маленькой ростовки, т.е. предназначена либо для миниатюрной женщины, либо для очень низкорослого мужчины. Пятое и последнее: велосипед такого класса мог быть построен только для гонщицы или гонщика высокого класса – любитель удовлетворился бы стандартной моделью, да и Ф. П. Кавский строил свои штучные велосипеды, как скрипки – под конкретного человека. Имеющаяся в моем распоряжении информация показывала, что известные штучные велосипеды ORO были в основном у спортсменов Московского Кружка Конькобежцев и Велосипедистов-Любителей (МККиВЛ) и у гонщиков ближайших к Москве городов, с которыми москвичи поддерживали спортивные связи – Богородска и Рязани.

На фотографии 1913 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева запечатлен Чемпион г. Рязани В. Жилкин на велосипеде ORO, изготовленном в мастерской Ф.П. Кавского.
На фотографии 1913 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева запечатлен Чемпион г. Рязани В. Жилкин на велосипеде ORO, изготовленном в мастерской Ф.П. Кавского.
На фотографии 1913 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева запечатлен Чемпион г. Рязани В. Жилкин на велосипеде ORO, изготовленном в мастерской Ф.П. Кавского.
На фотографии 1913 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева запечатлен Чемпион г. Рязани В. Жилкин на велосипеде ORO, изготовленном в мастерской Ф.П. Кавского.

Из женщин владелицей такого велосипеда могла быть Мелле из Петербурга, Холодович или Коробанова из Москвы. Мелле "отпала", так как выяснилось, что у нее был контракт с Торговым Домом «Победа», на велосипедах которого она ездила. Коробанова была близкой родственницей (женой или дочерью – пока не выяснил) владельца велосипедного магазина и мастерской Николая Коробанова, так что можно предположить с большой вероятностью, что он предоставил бы ей велосипед из своего ассортимента. Кроме того, Коробанова была женщиной рослой, так что имеющаяся рама была бы ей очевидно мала. Других претендентов на звание «Владельца моего велосипеда» я не нашел. ;-) По крайней мере, из известных мне персонажей. На имеющихся в моей коллекции фотографиях Надежды Холодович 1910-12 годов она запечатлена то с английским велосипедом Swift, то с французским Peugeot.

На фотографии 1912 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева запечатлена Чемпионка России Надежда Холодович на английском велосипеде Swift.
На фотографии 1912 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева запечатлена Чемпионка России Надежда Холодович на английском велосипеде Swift.

В 1913 году в жизни Надежды Холодович происходит важное событие – она выходит замуж за известного московского велогонщика Николая Пешкова, чемпиона и рекордсмена России 1911-12 годов. Пешков ездил на изготовленном специально для него Ф.П. Кавским велосипеде «ORO». На таких же машинах ездили его ближайшие друзья и товарищи по МККиВЛ – Петр Степанов (Калашников), Николай Струнников, Яков Бессонов. Можно предполагать, что и для молодой супруги, имевшей, кстати, также титул Чемпионки России, был заказан такой же велосипед.

Чемпион России 1910-1911-1912 годов по спринту Петр Степанов (Калашников) на велосипеде ORO, изготовленном в мастерской Ф.П. Кавского. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Чемпион России 1910-1911-1912 годов по спринту Петр Степанов (Калашников) на велосипеде ORO, изготовленном в мастерской Ф.П. Кавского. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В поисках каких-то следов я стал просматривать спортивную периодику 1912-14 годов. Спустя некоторое время в спортивной хронике за сентябрь 1913 года нашлось упоминание о том, что «г-жа Холодович стояла у стартовой линии со своим КРАСНЫМ велосипедом». Другой информации, свидетельствующей об использовании гонщицей велосипеда ORO не находится. Проследим дальнейшую судьбу Н. Холодович: в мае 1914 года произошло несчастье – Николай Пешков погиб от случайного выстрела во время чистки ружья. В одной из статей в спортивной прессе мельком упоминается, что из Нижнего Новгорода на похороны Пешкова приезжали родственники молодой семьи, но с чьей стороны – жены или мужа – ясности нет. В самом начале Мировой войны молодая вдова стала сестрой милосердия в одном из фронтовых госпиталей. Проследить ее судьбу в последующие годы пока не удается.

Итак, резюмируем: весьма вероятно, что владелицей велосипеда «ORO» была Надежда Холодович. Аргументы: аналогичные велосипеды были у всего ее окружения – у мужа, его друзей и членов спортивного объединения, в котором она состояла. Есть упоминание, что она пользовалась велосипедом красного цвета (это нестандартный цвет, очень редко встречавшийся в те годы в России). Имеющийся велосипед бордового цвета, может быть назван и красным. Размер рамы соответствует невысокому росту Н. Холодович (около 160 см) и ее достаточно хрупкому телосложению. Велосипед мог попасть в Саров через Нижний Новгород, где у Н. Холодович жили родственники.

Старт дамского заезда первенства Московского Кружка Конькобежцев и Велосипедистов - Любителей 29 июля 1912 года на ипподроме в Останкино. Слева - Н. Холодович, выигравшая чемпионский титул, а справа - Е. Коробанова. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Старт дамского заезда первенства Московского Кружка Конькобежцев и Велосипедистов - Любителей 29 июля 1912 года на ипподроме в Останкино. Слева - Н. Холодович, выигравшая чемпионский титул, а справа - Е. Коробанова. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Хотелось бы рассказать о Федоре Петровиче Кавском, ибо этот человек являлся одной из центральных фигур не только московского, но и всего российского велосипедного спорта. Ф. П. Кавский – владелец мастерской, магазина, торговавшего велосипедами и мотоциклами, а также автомобильного гаража был личностью, хорошо известной как в Москве, так и далеко за ее пределами. Федор Петрович был одним из первых российских велогонщиков – впервые оседлал двухколесного коня он еще в 1887 году – это был высококолесный «паук»! Числился в первом разряде гонщиков и принимал участие в состязаниях с 1888 по 1895 год. Совершил несколько длительных путешествий на велосипеде: в 1894 году - Петербург - Варшава - Берлин - Париж (более 3000 верст за 18 дней); в 1895 - Москва - Киев - Будапешт - Вена - Венеция - Болонья – Рим; в 1898 - Варшава - Прага - Ишль - Зальцбург - Мюнхен – Штутгарт. В 1896 году совместно с владельцем фабрики «Дукс» Ю.А. Меллером и двумя товарищами ездил на первом в России квадруплете из Москвы на Нижегородскую выставку. Федор Петрович активно занимался общественной деятельностью – являлся почетным секретарем Московского Общества Велосипедистов-Любителей, неоднократно судил крупные велосипедные соревнования. В 1900-х годах он увлекся мотоциклами и автомобилями и совершал на них длительные путешествия. Был председателем Московского Клуба Мотористов и товарищем председателя (заместителем) Московского Автомобильного Общества.

Портрет Ф.П. Кавского, опубликованный в московском журнале "Циклист" за 1895 год. Журнал из коллекции  Веломузея Андрея Мятиева.
Портрет Ф.П. Кавского, опубликованный в московском журнале "Циклист" за 1895 год. Журнал из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В начале 1900-х годов Федор Петрович открыл магазин по продаже велосипедов, мотоциклов и принадлежностей для них на Петровке. Чуть позже к магазину добавились мастерская и гараж. В магазине торговали велосипедами марок «ORO», «BSA», мотоциклами «NSU» и «Alcion». После Революции 1917 года Ф. П. Кавский не эмигрировал, а остался в России – его магазин, постепенно угасая, работал до середины 1920-х. Дальнейшая судьба Федора Петровича Кавского неизвестна.

Здесь можно посмотреть публикации, посвященные велосипедам дореволюционной эпохи из коллекции Веломузея:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Страница из рекламного проспекта магазина Ф.П. Кавского 1912 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта магазина Ф.П. Кавского 1912 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта магазина Ф.П. Кавского 1911 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта магазина Ф.П. Кавского 1911 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта магазина Ф.П. Кавского 1911 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта магазина Ф.П. Кавского 1911 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.