Найти в Дзене
Представление о благополучии в личных именах эпохи Хань
В прошлом личное имя часто являлось своего рода социальным знаком. У китайцев имя указывает на принадлежность своего носителя к определенному родственному коллективу, социальной ячейке и в то же время отличает его от прочих лиц, входящих вместе с ним в состав этого коллектива. Список имён, если только он не подвержен строгой регламентации, например, со стороны церкви, всегда отражает социальную психологию соответствующей эпохи. Для древнекитайских личных имен было характерно отсутствие фиксированного списка имён и достаточно прозрачная этимология...
11 часов назад
Иероглиф 日
Иероглиф 日 (ri) впервые появился на гадательных костях и бронзовых надписях династии Шан (1554 – 1046 г. до н.э.). Его древняя форма напоминает изображение солнца, а поскольку солнце светит днём, то значение расширилось до «дня» и «суток». Иероглифы с данным радикалом чаще всего обозначают временные промежутки или связаны с солнцем. 日 – одна из самых ранних пиктограмм, изображавшаяся как круг. Затем внутри добавляется точка или горизонтальная линия. Некоторые исследователи полагают, что эта точка должна означать его заполненность, т...
3 дня назад
Среди рваных облаков. Глава 13. В тюрьме
– Сегодня местные власти их осматривали, и все они мертвы, – вмешалась хозяйка. – Не просто мертвы, а жестоко убиты. Их тела исклеваны ястребами, всюду куски плоти и кровь. Эти люди одеты как суньцы, но получается, они из Цзинь? Хозяйка смотрела на Цин Чуаня, ожидая ответа, а тот сообразил, что от волнения сказал лишнего. – Да, судя по их речи, – сердито усмехнулся он. – Думаю, так и есть. – Ты же тоже из царства Цзинь, так почему же они хотели тебя убить? – продолжала расспросы хозяйка. – Не знаю...
6 дней назад
Кровля как причина облысения: суеверия эпохи Хань
Многочисленные суеверия эпохи Хань были связаны с календарными датами. Считалось, что различным родам человеческой деятельности соответствуют специальные «счастливые» дни и, напротив, дни, когда то или иное занятие могло причинить человеку зло. Так, существовало поверье, что мытье головы в день цзы делает человека привлекательнее, а если голову моют в день мао, то от этого появляются седые волосы. В несчастливый день нельзя было шить одежду и начинать строительство дома. Сооружавшему кровлю в пятом месяце грозило облысение...
1 неделю назад
Иероглиф 晚
Иероглиф 晚 (wan)впервые появляется в письменных источниках, в частности, в «Мо-цзы» периода Сражающихся царств (476–221 гг. до н.э.). Это сравнительно недавний иероглиф. Радикал «日» слева указывает на связь с солнцем. Символ «免» справа – фонетическая составляющая, подсказывающая произношение. Есть предположения, что избран именно этот знак, поскольку сам по себе он означает «удалять», ведь иероглиф 晚 относится к солнцу, которое исчезает за горизонтом...
1 неделю назад
Среди рваных облаков. Глава 12. Целительница Лин Си
Девушка обладала тонкими чертами лица и изящной фигурой. Её лицо казалось бледным, в уголках рта затаилась лёгкая улыбка, брови и глаза имели изящную форму, и вся она выглядела очень нежной. Достав из-за пояса белый платок, девушка намочила его в тёплой воде и тщательно промыла рану лежащего на диване человека. Её движения были точными, вид – сосредоточенным. Даже веселившиеся танцовщицы, не смея мешать, стояли рядом тихо. Девушка присыпала промытую рану белым порошком из фарфорового горшочка и легонько подула...
2 недели назад
Города династии Хань
Древнекитайские города формировались в I тыс. до н.э. прежде всего как опорные пункты политической власти. Подавляющее большинство крупных городов ханьского времени были бывшими столицами царств эпохи Чжаньго. В ІІІ в. до н.э. – ІІІ в. н.э. в них располагались окружные административные учреждения. Города более мелкого ранга были уездными центрами. Функциональная структура ханьского города отражалась в его планировке. Например, уездный город Нинчэн в плане представлял собой прямоугольник, ориентированный по сторонам света, с воротами на южной, западной и восточной сторонах...
2 недели назад
Иероглиф 早
Впервые появляется в бронзовых надписях. Первоначально означал восход солнца, затем приобрёл более широкое значение – «в прошлом». Иероглиф 早 идеографический, т.е. изображает некое понятие. На гадательных панцирях и костях не использовался и представляет собой слияние бронзовых форм письма знаков旦 и 丄. Изображение А знака 旦 означает рассвет, когда солнце едва поднялось над землёй, В – показывает, как солнце начинает подниматься, С – солнце уже полностью встало, этот вариант указывает на позднее время...
3 недели назад
Среди рваных облаков. Глава 11. Госпожа Е
Немного подумав, Ши Мохай сказал: – Чтобы увериться, лучше зайдём и посмотрим. – Но у главных ворот резиденции никого нет. – Ничего страшного. Седьмой принц всем как брат. Если прийти к нему в обычный день, а он спит выпивши, можно перелезть через стену. – Перелезть через стену? Как неуместно. Он всё же принц, это слишком непочтительно. – У Линьда никогда не встречал таких вельмож и не мог даже вообразить подобного. Однако пока он рассуждал, Ши Мохай уже перелез через стену и открыл главные ворота изнутри...
3 недели назад
Династия Хань: за столом. Часть 2
Супы готовили двух основных типов. Первый из них «основной суп» варился из мяса без добавления соли и овощей, второй «светлый суп» заправлялся различными овощами и подсаливался. Основными ингредиентами для приготовления супов были: говядина, баранина, свинина, мясо поросенка, оленина, мясо собаки, курятина, мясо дикой утки, мясо фазана, мясо речного моллюска, карась, мясо дикого гуся, молодые побеги бамбука, таро, бобы, корневища лотоса. Суп с корнем лотоса Мясо, добавлявшееся в сваренное на пару...
3 недели назад
Иероглиф 记
Пришла мысль добавить подборку кратких заметок о происхождении отдельных иероглифов и их трансформации во времени. И первый в очереди – 记 (ji), что означает «помнить, записывать, запись». Впервые этот иероглиф появляется в бронзовых надписях периода Вёсен и Осеней (771 – 476 до н.э.). Его изначальная форма состоит из двух частей – 言речь и 己сам. Палеографы считают, что речь здесь – это то, что записывают, а знак «己» ранее обозначал верёвку, с помощью узлов на которой древние люди фиксировали события...
1 месяц назад
Среди рваных облаков. Глава 10. Погребение матушки
Му Яньюй шла позади Линь Фэна. Разыскивая её мать, они блуждали по горной тропе впотьмах. Му Яньюй не хотела думать о диких зверях в лесу, о том, что прошло уже три дня, и о том, как могла теперь выглядеть покойная. Она вспоминала только день расставания, смутную улыбку в темноте, в которой было столько красоты, доброты и беспомощности. Когда они дошли до середины склона, погода вдруг поменялась. Их настиг осенний холодный дождь и оба немедленно промокли. Горный путь стал скользким, и Му Яньюй несколько раз падала, перемазавшись в грязи...
1 месяц назад