Статьи
225 прочтений · 3 недели назад
Про арифметику, циферблаты и стековую машину
Есть неплохое упражнение для занятия в детском математическом кружке для учеников разных возрастов: собирание циферблата часов из всяких дико-выглядящих формул. Разнообразные варианты гуляют по сети и их нетрудно отыскать и разобраться в них. Множество примеров приведено тут. Есть и мой собственный вариант, в котором все числа собраны ровно из трёх двоек: Надо заметить, это ограничение (использовать только три двойки) достаточно жёсткое, поскольку 2+2 = 2*2 = 2², о чём мы говорили в прошлой статье:...
323 прочтения · 1 месяц назад
Почему дважды два — четыре?
— Вот же глупый Енот! Доставай пальцы и считай: два раза по два это то же самое, что два плюс два, получаем "раз", "два", "три", "четыре". Вот, собственно, и всё! Эй, первоклашки, пошли гулять! Лето на дворе! Первоклашки убежали, остались Енот и вы, его читатели. Наш Енот, как известно, большой зануда, и у него накопились вопросы. Если вы готовы к занудству экстракласса, то предлагаю вам остаться, а если нет, то айда гулять, лето на дворе! А это везде так? Что такое два? — рассуждает Енот-математик, — это число, следующее за единицей, то есть 1 + 1...
432 прочтения · 1 месяц назад
Сложная красота в простой формуле
В детстве мне крупно повезло. Когда я учился в восьмом классе, в нашем доме появился всамделишный компьютер ZX Spectrum 128, который подключался к нашему домашнему телевизору и позволял почувствовать себя программистом. После школы, кое-как разобравшись с уроками, я крепко залипал перед экраном и старался успеть до прихода родителей с работы (телевизор-то на всех один), сотворить что-нибудь сногсшибательное. Творил я тогда на неотъемлемом от компьютера, и даже от его клавиатуры, языке BASIC, а источником...
175 прочтений · 2 месяца назад
Термодинамика классового неравенства. Часть 4. Экономия
В предыдущих трёх частях этой мини-серии: Обмен, Температура, Энтропия, мы рассмотрели нехитрую модель менового рынка, которая позволила прояснить некоторые экономические и термодинамические понятия и явления. Покуда наша модель обмена никак не учитывает достатка игроков, она остаётся нереалистичной. В действительности, богатые тратят больше, а бедные меньше, более того, разумные люди стараются сохранить какую-то часть своего состояния. В качестве следующего усложнения модели, давайте потребуем, чтобы игроки при обмене отдавали некую известную долю своего состояния, 0 < α < 1...
377 прочтений · 2 месяца назад
Термодинамика классового неравенства. Часть 3. Энтропия
В прошлых двух частях этой мини-серии статей (часть 1, часть 2) мы с помощью нехитрой модели менового рынка обнаружили, что его равновесное состояние описывается экспоненциальным распределением, известным в статистической физике, как распределение Гиббса. К такому распределению условного богатства рынок приходит из любого другого начального состояния, так как если бы оно было в каком-то смысле "наиболее выгодным" для всей системы в целом. Мы знаем что природа "решая" многие механические и физические...
593 прочтения · 3 месяца назад
Термодинамика классового неравенства. Часть 2. Температура
В прошлой части имитационное моделирование продемонстрировало нам формирование экспоненциального распределения богатства среди участников элементарного менового рынка. Эта модель чрезвычайно проста: она не включает в себя производство товаров, установку равновесных цен, эмиссию или кредит, только обмен. Опишу ещё раз в двух словах эту модель, как некую игру: В группе из N человек изначально каждый имеет по m рублей. В ходе такта игры каждый участник отдаёт ровно один рубль другому случайно выбранному участнику...
503 прочтения · 3 месяца назад
Термодинамика классового неравенства. Часть 1. Обмен
Наблюдение Хонгрена: Среди экономистов реальный мир зачастую считается частным случаем. Современная экономика — большая, серьёзная, но своеобразная наука. Несомненно, она жизненно необходима как дисциплина, изучающая реальное и важное явление нашего мира — экономическую действительность. Она стремится к доказуемости и формализации, в ней много математики, подчас сложной и интересной. Однако, открыв серьёзный экономический учебник, вы, скорее всего, обнаружите какие-то сравнительно несложные выкладки,...
291 прочтение · 3 месяца назад
Метод пристального всматривания
Я не взаправдашний математик, а физик, вулканолог и немного енот, использующий математику как инструмент. Но я этот свой инструмент очень люблю. Он красивый, изящный и мощный. Владение им делает меня счастливым и даже немного гордым от причастности к великим людям, создававшим его на протяжении столетий. Но при всем при том математика — инструмент, требующий особого к себе отношения. Она подобна породистой лошади или дорогому автомобилю, а то и легкомоторному самолёту. Без умения, особого подхода и, если хотите, уважения к себе они испортятся и гордость от владения ими сменится горечью утраты...
197 прочтений · 4 месяца назад
Самоорганизация неприятностей
Всевозможные катастрофы и "чёрные лебеди" бывают очень разнообразными, они тревожат, занимают наше внимание и забивают эфир подробностями. Для того чтобы выработать устойчивость к ним (то, что сейчас называют "антихрупкостью") стоит сосредоточиться и исследовать само явления катастрофизма. Выйдя за рамки философствования в духе "все там будем", можно обнаружить и общие закономерности и признаки систем, тяготеющих к катастрофическим сценариям развития. Сегодня я предлагаю рассмотреть поведение очень...
304 прочтения · 4 месяца назад
Счастье — это найти друзей с тем же диагнозом, что и у тебя
Продолжим разговор о нормальности с точки зрения математики, начатый в прошлой статье Можно ли вообще ставить вопрос о соответствии какой-то норме, не пытаемся ли мы при этом оценивать и сравнивать? Вы спросите: что же в этом плохого? Мы всё время кого-нибудь с кем-нибудь сравниваем, чаще всего себя с другими, но иногда позволяем себе оценить и кого-нибудь ещё. Однако с точки зрения математики всё не так просто. Чтобы сравнивать что-либо с чем-либо, нужно правильно определить отношение порядка или ввести метрику...
3,5K прочтений · 4 месяца назад
Мне одному кажется, что я нормальный?
Глядя новости или читая комментарии к ним, мы порой недоумеваем: «Есть в этом мире нормальные люди?!» Вроде должны быть, ведь нас много и в среднем мы наверняка нормальны. Но при этом мудрецы говорят, что каждый из нас уникален. А подростки уверены, что они-то уж точно отличаются от серой массы «нормальных людей» и ни на кого не похожи. Этот канал математический, а поскольку математика является формализованным и объективизированным отражением нашего мышления, то любопытно, что математика может нам рассказать о нас самих...