Найти в Дзене
15,8 тыс подписчиков

Нажмём ещё раз кнопку проверки ламп табло и осмотрим табло в углу правой приборной доски Ту-154Б-2. Здесь в основном сигнализация режимов работы автопилота.«Курс» и «Глисс» горят, если система траекторного управления (СТУ) захватила курсовой и глиссадный маяки взлётно-посадочной полосы и работает в режиме посадки — готова вести самолёт к полосе. Автоматически он пойдёт или пилот поведёт вручную по показаниям директорных стрелок на ПКП (авиагоризонте) — решать пилоту.


«ЗК» — режим заданного курса, самолёт летит по курсу, заданному жёлтым индексом (стрелкой) на ПНП («компасе»). Табло «Автомат тяги» говорит о работе «круиз-контроля» — автомата тяги, поддерживающего скорость изменением режима работы двигателей. К слову, отказ автомата тяги стал спусковым крючком катастрофы в Норильске в 1981 году... «Стабил боков» и «Стабил продол» — работа автопилота по крену и по тангажý. Если они горят — управляет автопилот (САУ, система автоматического управления), держит просто углы крена и тангажа либо один из режимов — заход на посадку, ЗК, удержание высоты...

«НВ» — куцая версия табло «НВУ» с недопечатанной буквой, это как раз режим полёта по навигационно-вычислительному устройству. НВУ выдаёт команды в СТУ, СТУ — в САУ, самолёт «рулит» по крену сам по расчётам НВУ. «VOR» — тоже режим автоматического бокового (по крену) управления, только это полёт по сигналам маяка VOR: КУРС-МП принимает сигналы маяка, сравнивает с заданными пилотом, а СТУ выдаёт в САУ команды, чтобы выйти на нужный радиал и лететь на маяк (или от него).

«Стаб. Н» и «Стаб. V» — стабилизация высоты и скорости, тоже режимы автоматического управления, но по тангажу. Опуская-поднимая нос, самолёт поддерживает заданную высоту (по командам от корректора-задатчика высоты — КЗВ) либо приборную скорость (с помощью корректора-задатчика КЗСП). «Стаб. М» — поддержание числа Маха (скорости относительно скорости звука) под руководством СВС — системы воздушных сигналов. Стабилизация скорости и числа М используется при наборе и снижении.

«Маркер I/II/III» — табло, говорящие о пролёте над маркерным радиомаяком (МРМ), обычно они стоят вместе с приводными радиомаяками полосы. Одновременно с горением табло звенит звонок. Первый маркер звенит при пролёте над дальним приводом (4 км до полосы, редкие звонки), второй — над ближним (1 км, частые звонки), третьего в России нигде или почти нигде нет — он ставится за 75 ... 450 метров до полосы. Это позволяет проще контролировать заход, особенно если отсутствует или не работает посадочная система (те самые «Заход», «Глисс»): зазвенело редко — взгляд на высотомер, если там 200 ... 250 м — снижаемся нормально. Зазвенело часто — высота должна быть 60 ... 80 м.

А в углу снимка притаились потенциóметры регулирования заливающего освещения приборных досок. На Ту-154М у большинства приборов есть встроенный подсвет, работающий от 115 вольт переменного тока, «заливайка» его дополняет, а также используется как резерв, оно от постоянного тока 27 вольт. Потенциометры — обычные проволочные ПП3, управляют лампами через транзисторы, работающие в аналоговом режиме... Жуть, но это 60-е годы, первые транзисторные радиоприёмники всего с одной ручкой для переноски!
Нажмём ещё раз кнопку проверки ламп табло и осмотрим табло в углу правой приборной доски Ту-154Б-2. Здесь в основном сигнализация режимов работы автопилота.
2 минуты
122 читали