15,4 тыс подписчиков
Уже много лет я не могу решить, какой прибор сложнее: авиагоризонт ПКП-1 или «компас» ПНП-1? На ПКП на днях смотрели и снаружи, и изнутри (на схему), а сегодня — фото и схема ПНП, планово-навигационного прибора, одного из главных приборов левой приборной доски Ту-154. Он входит в комплект системы траекторного управления СТУ, главная его функция — показывать текущий курс (направление полёта относительно направления на север), поворачивая картýшку — круглую шкалу с цифрами. Что такое курс — можно подробнее почитать в статье «Как самолёт находит путь? Часть I — пилотаж и курс».
Но это далеко не просто индикатор — ПНП ещё и сравнивает значения, и выдаёт команды. Например, видите по окружности шкалы жёлтые маленькие треугольники с четырёх сторон? Это индекс заданного курса (ЗК). Поворачивая ручку с жёлтой меткой в левом нижнем углу прибора, лётчик задаёт, с каким курсом самолёт должен лететь на автопилоте, подводя тройной жёлтый треугольник (показан зелёной стрелкой) к нужной цифре.
Самолёт сам войдёт в крен и будет поворачивать, пока картýшка курса вместе с индексом ЗК не повернутся так, чтобы индекс был точно вверху — то есть самолёт будет лететь точно с заданным курсом. Ручка в правом нижнем углу, с белой меткой, поворачивает большую белую стрелку — индекс ЗПУ, заданного путевого угла. На него самолёт ориентируется при автоматическом полёте по маякам. Маленькая стрелка в самом верху, со шкалой 20 — 0 — 20 — индикатор угла сноса, он работает от ДИСС и показывает, на какой угол сносит самолёт боковым ветром.
Короче, говоря словами известного чёрного повара Шефа, у этой штуковины больше функций, чем у космического спутника. А построено всё на специальных электромашинах — сельси́нах (резольверах, хотя такое название я встречал лишь в промавтоматике) и синусно-косинусных трансформаторах (СКТ). В аналоговой автоматике прошлого века — весьма распространённые штуки, например, в контроллере машиниста электровоза ВЛ80Р целых три сельсина, на днях я показал поездку на ВЛ80Р на видео «Эволюция ездового быка-6».
Названия электромашин звучат страшно, а на деле это — разновидности синхронных машин, о которых рассказано в статье «ТЭД-8». Взгляните на схему — например, вверху по центру, под фигурной скобкой «пси З» (курс заданный) — машины М6, М7 и М8, работающие на индекс ЗК. Каждая из них — размером с пробку от игристого, иначе они все бы не поместились внутрь ПНП, который тянется за приборной доской миллиметров на 200...
Если канал будет жить — может, я когда и дойду до подробного разбора работы АБСУ, а пока надеюсь в статье эдак «ТЭД-31» дойти до принципа работы сельсинов и асинхронных двигателей с фазным ротором. Но если сельсины и СКТ горкой лежат в ящике, то АДФР, пока имел возможность, «в разрезе» не снял, а сейчас времени нет дойти... У всех так?
2 минуты
17 февраля 2024
165 читали