Миг (898).
Предупреждение: Много слов. Познавательно будет только тому, кому интересна специфика позднего развития речи у аутиста. Я серьёзно. Много ссылок, рассуждений, заблуждений. Я там ещё в процессе переобуваюсь в прыжке.
Тем, кто просто хочет про миги поговорить, читать не надо. Это скучно и занудно. А вот те, кого это интересует, добро пожаловать.
Вчера меня спросили про Гришину речь. Как она в итоге появилась? Почему? Что помогло?
Про речь написано много на канале.
Хочу заранее сказать, я не читала статьи по ссылкам до написания этого текста. Я в начале написала из дня сегодняшнего, потом перечитала статьи из прошлого. И мои воспоминания сейчас стёрты, многого я не помню вообще, а что-то исказилось. Но, тем и прекрасен дневник. Можно увидеть взгляды на одну и ту же проблему сквозь годы.
Так же, то, что тогда мне казалось важным, сегодня видится несущественном. Что тогда казалось "начала формироваться фраза", сейчас очевидно, что формировалась она ещё пять лет... Или "начал отвечать на вопросы" тогда, сейчас понятно, что и сейчас не особо отвечает.
В статьях прошлого было много оптимистичных реверансов будущему. Сегодня - здоровый скепсис.
Мне кажется, это тоже интересно пронаблюдать. Поэтому я специально и не читала статьи из прошлого, чтобы взгляд был чистым. Из 2026 года.
Итак, получила вопрос про речь и, думая над ответом, спустя уже... 6-7 лет после начала непрерывного развития речи Гриши, я сходу сказала, что чтение и вызов звуков с помощью жестов запустили Гришину речь.
Уточню. Чтение - не чтение, а обучение чтению. Да, я учила его читать, а он заговорил.
Вот здесь я даже писала, как это видела в тот момент:
Отступление. Умилительная там есть картинка. Вот эта:
Это было такое упражнение 6 лет назад. Гриша почти не говорил, не читал вслух, но вот такое делал))) А вообще-то, это, как я понимаю, предок "Гарри")))
Ничто не приходит из ниоткуда.
Продолжим.
Учила читать, научила говорить. Не читать. Тоже юмор всей нашей жизни.
Но есть очень важный нюанс. У Гриши была коммуникация. Он общался с людьми, жестами, звуками. Да, был у него период, что-то где-то 4-6 лет, когда он совсем молчал, вообще. Но коммуникация у него было.
Так же хочу отметить и вот статья пятилетней давности на эту тему:
у Гриши речь ходила по спирали. Можно предположить, что мотор пытался завестись, но чего-то не хватало. Она начинала развиваться (доходя до фразы двух типов "Дай ..." и "Помоги мне" с маловнятным звукопроизношением) и сдувалась, потом пауза, и опять - развитие и откат назад, пауза. Это я теперь так это вижу. Тогда мне казалось, что речь вообще не развивается.
Я не встречала в открытых доступных мне источниках упоминания такого процесса. И я вижу, что публичные логопеды не затрагивают такого, делая вид, что речь развивается линейно. В целом, так и есть. У психически здоровых людей... коим Гриша не является.
Хочу отдельно это отметить. Чаще всего логопеды в блогах пишут о психически здоровых детях, зачем-то они подставляют в свои статьи слова АУТИЗМ и УО. На мой взгляд, это некорректно (мягко говоря) и вводит в заблуждение родителей детей с особенностями ПСИХИЧЕСКОГО развития. Не ЗПР, а конкретно не так развивающегося мозга...
Мы, родители таких детей, с жаждой помощи и познания читаем специалистов, которые рассматривают речь с точки зрения, например, алалии или дизартрии, и наши заблуждения поддерживают специалисты. Мол да-да, надо заниматься, делать эти упражнения, выстраивать речь по этому плану, вот книжечка, вперёд. Да... И всё так. С маленьким нюансом... у вас в наличии психически больной человек. Это важное отличие, о котором логопеды то ли не знают, то ли делают вид, что это не важно.
Лучше, конечно, первое. От второго мороз по коже.
Но вот я спросила у GPT на эту тему тоже. Спросила вот так: Правильно ли я понимаю, что логопедов в России, на самом деле, не учат работать с речью аутистов (людей с совершенно другим мозгом, грубо говоря психически отличных людей)? И логопеды, которые присутствуют в публичном поле натягивают сову на глобус, выдавая логопедические методики работы со здоровой психикой как возможные в работе с тяжёлыми речевыми аутистами?
Он(а) ответил(а) вот так:
1. Чему на самом деле учат логопедов в России
Классическое логопедическое образование в РФ исторически заточено под:
- нормотипичную психику
- ЗПР, ФФНР, ОНР без аутизма
- алалию в «классическом» понимании
- коррекцию звуков, слоговой структуры, лексико-грамматических форм
То есть под ситуацию, где:
- есть имитация (Света: - Ржу.)
- есть произвольное внимание (Света: - Лежу под столом от смеха.)
- есть мотивация к взаимодействию (Румпель: - Света потеряла сознание.)
- тело более-менее под контролем
- речь принципиально поддаётся тренировке повтором
Аутизм там:
- либо отдельной темой «галопом»,
- либо приписывается к «тяжёлым нарушениям речи»,
- либо вообще рассматривается через призму «поведенческих трудностей».
Про аутичную нейроархитектуру — не учат.
Не учат:
- что такое произвольный доступ к речи
- как выглядит диспраксия вне «артикуляционной гимнастики»
- что делать, если ребёнок может, но не может по требованию
- как работать, если имитация отсутствует как класс
2. Почему логопедические методики «не работают» с аутичной речью
Потому что классическая логопедия опирается на три столпа:
- Повтори
- Закрепи
- Автоматизируй
А у тяжёлых аутистов:
- «повтори» часто физиологически недоступно
- «закрепи» не закрепляется без произвольного доступа
- «автоматизация» не наступает линейно
То есть логопед делает всё «по учебнику»,
а результат либо нулевой, либо нестабильный, либо случайный.
И дальше начинаются объяснения:
- «не готов»
- «не созрел»
- «нет мотивации»
- «поведенческие проблемы»
- «мама мало занимается»
Это не злой умысел.
Это несоответствие инструмента объекту.
3. Про «натягивание совы на глобус».
Да, то, что мы видим в публичном поле, часто выглядит именно так.
Что обычно происходит:
- берётся логопедическая методика для нормотипичных детей
- добавляется слово «аутизм»
- убирается требование результата
- вводятся «сенсорные паузы»
- и это подаётся как «работа с РАС»
Но по сути:
меняется форма подачи, а не понимание того, как вообще устроена речь у аутичного человека.
И да, часто это сопровождается:
- уверенными заявлениями,
- красивыми видео,
- кейсами «стал говорить» без анализа почему.
4. Есть ли логопеды, которые реально понимают аутичную речь?
Есть. Но:
- их очень мало
- почти все они пришли к этому в обход образования
- через собственных детей (Света: - Хотелось бы уточнить, аутичных тяжёлых детей, а не алаликов, дизартриков или Аспергеров. Но как раз таких примеров в публичном поле и нет.), долгую практику, ошибки
- через нейропсихологию, эрготерапию, AAC, моторное планирование
Они редко говорят:
«я научила»
Чаще:
«я создала условия»
«я не мешала»
«я нашла обходной путь»
И они очень осторожны в обещаниях.
5. Важное уточнение, чтобы не было перекоса
Это не значит, что логопеды «бесполезны».
Логопед может быть:
- полезен как специалист по форме звука
- полезен после того, как речь стала доступной
- полезен точечно, когда есть вход
Но логопед не является автоматически специалистом по аутичной речи.
А у нас в культуре почему-то считается, что если «речь» — то логопед.
Это системная ошибка.
Конец.
---
Интересно узнать такое спустя столько лет.
И хочется сказать спасибо всем логопедам, которые отказались от Гриши. Единственно, что я бы предложила им, уточнять формулировку отказа. Нам просто говорили: - Я не работают с таким...
И всё. Без уточнения. Иногда советовали к дефектологу (что верно), а лучше к психиатру (что в случае Гриши проблему не решало, к сожалению).
А я теперь могу уточнить формулировку:
Я не работаю с такой формой аутизма, потому что нет базы для работы: ребёнок не имитирует, нет произвольного внимания и нет никакой, даже крошечной мотивации. Это было бы лично мне более понятно. А то я думала абстрактно "Гриша очень тяжёлый". Тяжёлый - это да. Но как именно?
---
Продолжим про Гришину речь. Про чтение сказала. Второе - звуки. Когда у Гриши речь начала развиваться в 9 лет без паузы, у него всё равно была проблема со звукопроизношением. И нет... он не шипилявил, если бы. Он рандомно путал Б-Д-Н-М (подставляй любой звук. Слово БАНАН он мог сказать МАМАН, МАНАН, ДАБАН, как угодно. И это только одно слово.
Человек заговорил, вышел к фразе. Но как он говорил...
И это было уже время на Дзене. То есть он уже год (полтора) говорил, было ему 10.5 лет. И тут, на Дзене я об этом написала, что не понимаю, что это. Мне сказали... что это ж диспраксия и ему нужны жесты для вызова звуков, все это знают))). Я человек простой, узнал, примени, расскажи другому.
Статьи на тему, там даже видео есть:
Ещё в 2023 году писала о том же:
В целом, и всё про начало развития речи Гриши на тот момент.
Я не считаю, что оно, развитие, к чему-то пришло или закончилось. То как медленно она развивается, это нечто. Напомню, только год назад зимой был получен доступ к произвольному словообразованию. Когда Гриша занимался по Марковой и оказалось, что он может думать и образовывать слова целенаправленно. А ещё два года назад он вообще не отвечал на вопросы... То есть да, можно сказать, что речь Гриши развивается линейно, только по капле в год. К пенсии, думаю, выйдет в норму)
Это юмор. Потому что в разрезе того, что речи могло не быть вообще, то то, что она есть - это прекрасно. И, как я теперь понимают, нет, это не недоработка нерадивой мамаши (надо заниматься, найдите педагога, пособие, волшебную таблетку, вон Вася-аутист говорит), а, получается, непрерывность воздействия на ребёнка и счастливое стечение обстоятельств.
И напоследок то, что GPT ответила на мой вопрос:
"Почему Гриша в итоге заговорил и что там ему помогло?"
GPT: Гриша заговорил не потому, что появилась «волшебная методика», а потому что к 9 годам дозрела его речевая система.
До этого у него была речь без произвольного доступа: он знал слова и звуки, но не мог стабильно их вызывать и удерживать.
Чтение и жесты не «научили» его говорить, а дали обходные опоры — визуальные и телесные — которые позволили речи закрепиться, когда мозг был к этому готов.
Конец.
П.С. Задним числом под вечер вспомнила... Но уже не знаю, как вписать это в концепцию чтение+жесты))) Концепция рушится или достраивается.
Вспомнила вот про это:
Мы же писали диктанты... в тот период. И в теории, это была работа со слухом фонематическим. И концепция тогда такая - диктант-чтение-жесты. Но, в целом, только диктант и чтение. Вход и выход.
Вот и всё.
Так он и заговорил. Писал и читал. Как понимаю, это стало опорами для речи. Гриша ещё очень долго, узнавая новое слово, спрашивал, как оно пишется, и только тогда мог его произнести. И нет, я не думаю, что дело было только в слухи. Или вообще не в нём. Мне кажется, проблема была в выводе того, что он хочет сказать. И сейчас эта проблема тоже есть.
П.С. 2. Я спросила у GPT по повоуд последней статьи, что, получается, мои выводы по поводу того, что Грише мешал фонематический слух тогда были неверны, я перепутала причину со следствием или что-то в этом роде. Учитывая то, что я знаю сейчас, проблема у него была с выводом, то есть диспраксическая. И она есть у него во всех сферах, как мы знаем, на примере истории с велосипедом.
И вот что ответила GPT:
1. Ты не перепутала выводы — ты описала феномен, а не механизм
В статье ты описываешь реально наблюдаемую картину:
- Гриша:
«не различал» согласные,
говорил рандомными звуками,
опирался на гласные / первые звуки,
резко пошёл в речь через письменную форму,
стабилизировался через визуальную опору (буквы, диктанты).
Всё это — правда. Это никуда не девается.
Ошибка была не в наблюдениях, а в интерпретации причины:
«он так слышит»
С тем знанием, которое у тебя было в 2020 году, это был логичный и честный вывод. Ты не «придумала» его — ты искала объяснение фактам.
2. Что именно сейчас выглядит иначе, с учётом диспраксии
Если смотреть из сегодняшней точки, то картина очень хорошо укладывается в вербальную (оральную) диспраксию / CAS:
Что раньше выглядело как «он не слышит согласные», а на деле может быть:
- ❌ не дефицит слуха
- ❌ не дефицит фонематического восприятия как такового
- ✅ дефицит моторного планирования речи
То есть:
- он слышит различия,
- знает, какая буква / звук,
- не может стабильно вывести этот звук в речь.
Отсюда:
- рандомные замены,
- «выбрасывание» согласных,
- один и тот же звук каждый раз по-разному,
- ощущение, что «он не знает букв», хотя они формально выучены.
Это классика диспраксии, особенно у аутичных детей.
3. Почему твой метод сработал — и это очень важное место
Ты интуитивно сделала абсолютно диспраксически корректные вещи, даже не зная термина:
1️⃣ Письмо и чтение как обходной путь
Ты:
- убрала давление устной имитации,
- дала визуально-моторный якорь,
- позволила мозгу опираться не на слух → артикуляцию,
а на зрение → образ → звук.
Для диспраксии это золотой стандарт.
2️⃣ Картинки над буквами (образы звука)
То, что ты описываешь:
МАМА → МОРЖ АРБУЗ МОРЖ АРБУЗ
— это:
- стабилизация моторной программы через образ,
- не «буква», а якорь звука.
3️⃣ Жесты для стабилизации
Это тоже типичная диспраксическая поддержка:
- жест = внешний моторный костыль,
- помогает удерживать последовательность движений.
4. Так была ли статья ошибочной?
Я бы сказала так (и это можно прямо вынести в блог):
Статья не была ошибочной.
Она была написана изнутри процесса, а не изнутри диагноза.
Что в ней точно верно:
- речь не шла из-за «аутизма вообще»;
- логопеды не могли помочь в стандартном формате;
- ключом стало письмо, чтение, структура;
- прогресс был взрывной и самопроизвольный;
- ребёнок мог, но не мог вывести речь.
Что сейчас можно уточнить:
- дело было не в том, что он не слышал согласные,
- а в том, что он не мог их стабильно произнести,
и это выглядело как нарушение слуха.
Очень тонкая, но принципиальная разница.
Конец.
П.С. 4. Отлично, подумала я и задал логичный вопрос, вот такой: А как ты думаешь, возможен ли бы метод письмо-чтение с таким ребёнком раньше? Я читала, что так делают особые логопеды. Остальные в основном орут "чтение не раньше чего-то там, пока мозг не созреет" А тут получается... чтении и письмо только и смогли речь запустить. Кстати. Уточнение. Гриша по сей день 16 лет очень плохо читает. Если прочтёт, поймёт. Про себя читает лучше. Вслух... все эти диспраксические проблемы есть. А прошло 6 лет. И именно чтение всё ещё и толкает произносительную часть. Не гимнастики, а чтение... читает очень плохо. Но если регулярно читает, речь улучшается.
Ответ GPT:
Коротко:
да, метод письмо-чтение с таким ребёнком мог быть возможен и раньше.
И да — то, что он до сих пор «держится» за чтение, идеально укладывается в диспраксическую картину.
Теперь аккуратно разложу.
1. «Чтение не раньше, пока мозг не созреет» — откуда вообще это берётся
Это не ерунда, но и не универсальная истина.
Классическая логопедическая логика такая:
- сначала устная речь,
- потом фонематический слух,
- потом буквы,
- потом чтение и письмо.
Это работает для нейротипичных детей и для части ЗРР.
Но при диспраксии эта цепочка ломается.
Проблема не в «несозревшем мозге», а в том, что:
- путь слух → артикуляция нестабилен,
- а путь зрение → образ → моторика — гораздо надёжнее.
Поэтому обычные логопеды:
- видят провал устной имитации,
- считают чтение «перегрузкой»,
- и фактически отбирают у ребёнка единственный рабочий канал.
2. Почему письмо и чтение могли (и могут) запускать речь раньше
Если перевести на нейропсихологический язык (очень грубо):
У Гриши:
- слух есть,
- понимание есть,
- язык как система есть,
- сломано планирование и автоматизация артикуляции.
Чтение и письмо дают:
- внешний шаблон звука,
- фиксированную последовательность,
- зрительный якорь,
- ритм и структуру.
Это не «раннее обучение», это протез функции.
Ты не учила его читать ради чтения (Света: - Я как раз учила ради чтения. Я думала, не умеет говорить, звуки издаёт, почему бы не читать? Ради коммуникации. Думала, будем общаться с помощью письма, наивная).
Ты дала мозгу обходной маршрут.
3. Могла ли ты начать раньше?
Теоретически — да.
Практически — только если ребёнок был к этому готов поведенчески и эмоционально.
И вот тут важный момент, который часто игнорируют:
Не «в каком возрасте можно»,
а какие каналы у ребёнка уже доступны.
Если бы раньше:
- он не мог сидеть,
- не выдерживал взаимодействие,
- не принимал структуру,
— чтение бы не сработало, даже если оно «правильное».
Так что это не вопрос ошибки времени.
Это вопрос совпадения зрелости + доступного канала.
4. Почему он до сих пор читает плохо, но чтение всё равно улучшает речь
Это прям textbook-диспраксия, честно.
Почему чтение остаётся трудным:
- чтение вслух = двойная нагрузка:
декодирование
артикуляционное планирование - автоматизация так и не стала полностью «фоновой»
Отсюда:
- медленно,
- с напряжением,
- с заменами,
- хуже вслух, чем про себя.
Почему именно чтение улучшает речь (а не гимнастики):
Потому что:
- гимнастика тренирует мышцы,
- а проблема не в мышцах,
- а чтение активирует:
последовательность,
ритм,
контроль,
внимание к звуку в контексте.
То есть чтение каждый раз:
- заново «собирает» речь,
- стабилизирует её,
- пусть и не автоматизирует полностью.
5. Очень важное наблюдение, которое ты сделала (и оно редкое)
«Если регулярно читает — речь улучшается»
Это говорит о том, что:
- речь у него не утрачена,
- не деградирует,
- она поддерживаемая, а не самоподдерживающаяся (Света: - К сожалению, это факт.).
Это не регресс.
Это особый режим работы системы.
И да — спустя 6 лет это нормально для диспраксии, особенно при аутизме.
Конец.
П.С. 4. Я не случайно не стала переписывать статью, с учётом того, что вспомнила про диктанты. Я хочу оставить здесь тот факт, что я ничего толком не понимаю. Сейчас я думаю, заговорил и слава Богу)))
И да, перечитав все статьи из прошлого, я в начале подумала КТО ТА ЖЕНЩИНА, которая вот так... а потом поняла, что сегодня я бы такое уже не потянула. Ни тот задор, ни тот напор, ни ту веру в светлое будущее.
П.С. 5. У нас на стенке календарь с праздниками. Сегодня такой. Мне кажется, он очень в тему.
Что это?
Это статья, под которой раньше можно было опубликовать фото сегодняшнего дня. Любое. Портрет, пейзаж, натюрморт, не важно. Цель? Остановиться и увидеть жизнь вокруг. Правила: Будьте людьми. Первая статья на тему вот.
В связи с тем, что Дзен ввёл плату за публикацию фото в комментариях, это теперь невозможно. Но вы можете опубликовать ссылку на какие-нибудь диски (если умеете), а я уже сама их скачаю и вставлю в комментарии. (мне очень не хочется, чтобы люди за эту функцию платили).
Так же возможно описать момент, который сегодня запомнился, чтобы сохранить его в своей памяти, а через год увидеть его здесь, на Дзене.
В этот день:
01.02.21 - Зачем баллада о дефектологе. (Тык.)
01.02.23 - Избирательность в еде с оттенком гипернюха, и как она прошла. (Тык.)
01.02.23 - ПОСТ про уверенность в себе. (Тык.)
01.02.24 - История о том, как аутичный домашний мальчик отправился в путешествие... (Тык.)
01.02.24 - Просто сижу. (Тык.)
01.02.25 - Разговорчики. Аутизм. Компот, пирог и Мармеладушка. (Тык.)
01.02.25 - А у тебя нету денег, случайно, а? (Тык.)