Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. У ребёнка в 10 лет появилась обращённая речь. Каково это? Личный опыт.

Ответ на вопрос читателя, а как это, когда мальчик начинает говорить так поздно? Это, наверное, радость большая?

---

Я не знаю как у кого, но вот сейчас расскажу о том, как это было у нас.

И словлю, наверное, лавину летящих в меня тапок))

Ибо Гриша говорил. Он говорил и в 2 года и в 3, и в 5 и в 9.

Но как он это делал? Думаю, все родители деток, подобных Грише, меня поймут. И кто-то даже это называет речью. Я же считала, что нет, Гриша не говорил толком до 10 лет.

Вот это первое наше полноценное занятие, о котором я писала. 18 января 2019 года. Грише 9 лет и 4 месяца.

И на нём видно, что Гриша что-то говорит.

Вот так он и говорил с 2 лет. И не менялось ничего годами. Это речь?

Вроде как да. Человек отвечает на какие-то вопросы. Произносит куски слов.

Но он никогда не поддерживал полноценного диалога, а если пытался, то только отдельными словами, которые у него менялись, появлялись новые, старые пропадали. Но главное даже не словарный запас. В диалоге он постоянно выпадал. Ответы приходилось тащить клещами. При этом он мог с радостью делиться какими-то своими восторгами, используя возгласы, звуки, куски слов.

Никогда не строил предложений. Даже "Это аист" он сказать не мог. И практически ничего не повторял. Случайно, как эхолалии, да, повторял. Но целенаправленно, нет. Его очень сложно было исправлять, ибо он смотрел на меня пустыми глазами и не повторял, если я настаивала, или уходил, или кидался в истерику.

Вот так и жили... лет эдак... 7. Когда читали книжки, он показывал пальцем, что-то называл. Но вот диалога опять не было.

Уточнение. Так умно я это сейчас называю - не было диалога, потому что теперь я это знаю. А тогда всё это выглядело, как Гриша "не хочет", ага. А чаще всего и не давал с ним много разговаривать. Своё что-то... говорил. И был мало заинтересован в том, чтобы его поняли. Главное, чтобы улыбались и кивали.

Ещё раз повторю, развития речи не было. Была какая-то миграция словесная. То больше, то меньше. А главное, слова пропадали. Даже, когда я целенаправленно составляла словарь его слов и каждый день пыталась провести Гришу через них, чтобы он хоть этот набор использовал, то с содроганием видела, что он теряет способность произносить то, что ещё вчера произносил...

Фраз у него было две. "Дай..." и "Помоги мне (поои е)". Причём последнюю фразу папа научил Гришу говорить вот так - ПОМОИ МНЕ. Долго учил. А в один не прекрасный момент Гриша опять начал говорить ПООИ Е. И не мог повторить то, что произносил раньше...

И вот так мы, родители, жили годами. В начале радовались новому, потом сильно огорчались, когда оно пропадало. Потом опять радовались, потом опять впадали в отчаяние. Постепенно... перестали особо радоваться чему-то. Принимали как факт. Я записывала в словарь и пыталась удержать эти новые огрызки слов, включала их в жизнь, но они всё равно исчезали... И это было... годами.

Так и жили.

---

А что начало происходить в 2019 году?

Да ничего особенного. Не считая появившихся систематических занятий в жизни Гриши. На них он что-то мычал, говорил. Всё так же не поддерживал никаких диалогов, с трудом отвечал на вопросы даже теми своими парой слов. Но это не останавливало меня. Я ему предлагала уроки, тащила пособия по речи, ну те, где надо тыкать пальцем и произносить слова. Но только они у нас и раньше были. И мы по ним как-то работали. И продолжили, уже систематически.

И всё это было убого и нелепо. Но я не ставила задачи развивать речь. Я вообще не понимала, как это возможно вот с таким как Гриша: не повторяет, не даёт исправить слово... В рот залезть не даёт, артикуляционную гимнастику, пальчиковую - не делает. Дышать правильно, не дышит и не может даже повторить... Как вот... ну как к нему подобраться, чтобы хоть как-то помочь?... Поэтому и мыслей таких не было.

Играли в игры, писали, считали. Вот и всё.

Но вот загвоздка, мы же когда всё это делаем, всё равно говорим. Это для тех, кто думает, что говорит мало, из-за этого детки не говорят. Нет, все нормальные люди говорят. Постоянно. Просто дети на это... не реагируют.

Вот я и говорила, как и раньше. Задавала вопрос, делала паузу, отвечала, ждала, что он повторит, проэхолалит. Нет? Хорошо. Дальше.

---

При этом вот я учила его писать и нашла хорошее пособие, которое объединяло слух, буквы, чтение, письмо.

И вот май 2019 года.

Спустя 4 месяца после начала систематических занятий.

Всё то же самое. Гриша говорит огрызки слов. С трудом отвечает на вопросы, а по-простому - игнорирует. Хотя сильно подозреваю, что он вполне мог и не понимать речь...

Но так мимикрировал, что казалось, что не хочет отвечать.

Диалога нет, хотя есть иллюзия оного. Вроде как что-то говорит... В тему.

Но уже на этом видео видно, что что-то начало меняться. Количество слов и... его желание объяснить... Кто доберётся до бобра, увидит, как он старательно и словами и жестами пытался объяснить, что имеет ввиду.

То есть, вообще-то, уже в мае 2019 года были видны изменения, Гриша начал выходить на диалог. Но это были такие крошечные попытки, что, признаюсь, я их не заметила.

Больше скажу. Не заметила я их и летом 2019 года. Я просто не видела разницы. Продолжала клещами тянуть его в диалог и даже не замечала, что стало легче. Тянула в более длинные диалоги, и мне опять было тяжело. Так что я не заметила изменений...

При этом я добавляла всё больше пособий по речи. Имею ввиду не работу со структурой слова и звуками. А работу с грамматикой, с построением фразы. Ну да, пошла с конца, что понимала, то и пихала в Гришу.

А летом я услышала от Гриши первое в его жизни предложение - "Черепахи идут!!!" Это он описывал события на экране.

Вот это уже было странновато. Но и оно не вызвало радости. Может, это случайно...

Но тогда же появилась... шиза или зацикленность на таких словах и понятиях, как ОН - ОНА. Гриша словно в один прекрасный момент их увидел. И началась череда бесконечных... не бесед, но диалогов (!!!). Кот - мальчик. Я - мальчик. Ты - девочка. Бабушка - девочка. - А стул девочка? - Нет, стул - мальчик, - отвечал Гриша. И вот такие смешные диалоги мы уже могли вести очень долго.

Так он это всё и говорил. Односложно. Произносил плохо. Но, как я теперь понимаю, это был прыжок, который, внимание, я опять не считала чем-то важным. И была готова к тому, что в любой момент это всё исчезнет...

Но я видела, что Гришины способности увеличиваются. И материал к урокам подбирала более сложный.

И вот уже к осени мы начали делать что-то типа - Опиши предмет. Яблоко - круглое, красное, сладкое. Яблоко - это фрукт. Яблоко растёт на дереве.

Гриша по шаблону повторял. Это был сентябрь 2019. Но это были... такие мучительные занятия. Он знал все слова по отдельности, но не мог их собрать в общее нечто, под названием предложение.

Тогда я тоже этого не понимала. И впадала в... недоумение... Как? Он же может назвать эти слова. И пособие у нас было отличное, с подсказками. Но Гриша словно тупел... И не мог... И мы каждый день на уроках страдали вот этим - Яблоко - круглое, красное...

Ещё раз повторю, я не знала, что делаю... Мне казалось это просто "убиться об стену", это же примитивно... Но нет.

Через месяца полтора описания нескольких фруктов... я решила хватит. Хватит требовать от него невозможного. И оставила пособия.

А через две недели у Гриши словно прорвало платину и он начал использовать прилагательные... везде... ко всему... сам... даже сам их образовывал...

Ну, все, кто протащил своих деток через пособия по речи, знают про варенье и соки из вишни с яблоками. Какие они, эти соки? Ага, вишнёвые. Гриша тоже многократно повторял эти... упражнения. Как робот. Не выдавая результат в жизни.

А тут вдруг начал...

Плохо произносил, но говорил всё, что видел...

Вот это был первый раз - осень 2019 года, когда я подумала... а у Гриши, кажется, речь развивается... Потому что это было невероятно. Он реально начал без умолку повторять... кот злой, мяч круглый, птица когтистая, мама добрая, машина красная и так далее. Не к месту он это делал. Был как акын, что вижу, то пою.

Но это уже не были шаблоны, это было наблюдение и описание...

Параллельно стало возможно делать с ним гимнастики артикуляционную и пальчиковую, так же работать над слухом, так же он наконец-то разрешил или получил такую возможность, исправлять себя. Уже не реагировал негативно. А очень старался. Так же мы, внимание (!!!) работали над пересказами. Да, Гриша, двух слов не способный связать, каждый день выслушивал короткие рассказы и пытался, с опорой на текст и картинки это всё мне рассказать. Но!!!!!!!! Это уже было возможно!!!

Если кто-то думает, что я это заметила и обрадовалась, нет. Я это заметила и добавила сложных упражнений)))) Но радости это не вызвало.

Годами жить в постоянном ожидании потерь - это очень специфическое состояние. Ты не боишься этих потерь уже. Ты просто готов в любую минуту утратить то, что досталось тебе с неимоверным трудом. Утратить без страданий. И просто продолжить то, что делал, начав с начала.

Вопросительные слова появилась весной 2020 года. К этому моменты вопросы уже были в большом количестве. Но без слов КТО? ГДЕ? Вот, весной они и появились. Не исключено, потому что Гришу протащили через тысячу упражнений письменных, где ему надо было читать предложение и разбирать его на части с помощью вопросов.

Типа: Пушистый кот лежит на полу.

КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОЙ? ГДЕ?

И вот каждый день, начиная с декабря 2019 года, Гриша читал эти вопросы и отвечал на них, как робот. И так до лета 2020 года. И весной у него, вдруг, появились эти слова.

А вот уже летом 2020 года у него в речи появились сложноподчинённые предложение и логика. Ну, так называемые, размышления.

Да, наверное, они были и раньше, но средств у Гриши на них не было.

---

Гриша по сей день говорит очень неразборчиво. На ликвидацию чего и направлена ВСЯ наша с ним работа. Ибо вот эта "неразборчивость" стоит стеной между Гришей и его развитием. И чем больше мы рушим эту стену, тем стремительнее Гриша начинает развиваться (или всего лишь демонстрировать то, что уже давно есть, но скрыто, в силу отсутствия возможности это продемонстрировать). Кто б дал бульдозер, чтобы снести её к чертям... Но нет такого. И мы каждый день в неё стучим... всякими инструментами, типа КО-КА-КУ, или КОТ-ГОД. Или ИЭАОУЫ. Кто в теме, думаю, понимает.

---

Но главное, что теперь он ГОВОРИТ. Ведёт диалог, слушает, отвечает, инициирует, думает в процессе, разбирается в неизвестном. Ибо я и по сей день считаю, что отдельные слова и две фразы - это не речь. Хотя, конечно, с этим можно поспорить.

Ну и про радость. Когда же я, мама, всё же обрадовалась тому что появилась речь?

Отвечаю:

Никогда.

Сюрприиииз.

---

Дело в том, что, начиная с января 2019 года у Гриши шло несколько процессов параллельно. И они были взаимосвязаны. Я просто этого не понимала.

Я вот всё про диалог вещаю. Что не было его у Гриши. Ну подумаешь, не было и что? А то... Не было диалога, не было способности договариваться. А что является следствием всего этого? Правильно - истерики.

А вот исчезновение истерик я заметила. И увидела это сразу. Ещё весной, ещё в марте. Ещё больше летом. А осенью замерла в надежде. Что происходит? Неужели Гриша... меняется... навсегда... Потому что вот это вот никому не понятное "исчезновение истерик" было таким стремительным и непрерывным, что я, ложась спать, думала, Боже, спасибо. Гриша сегодня не орал...

Понять это могут только собраться по несчастью. Другим даже объяснять не буду, каково это годами жить как на минном поле, без надежды что-то исправить, ибо часто ты даже не понимаешь, почему взрывается очередная мина...

И вот это исчезало на моих глазах... Видя это каждый день, я плакала от счастья. Потому что жизнь наша менялась... Почему, я не знала, но она менялась...

А вообще-то это было из-за того, что у Гриши начала развиваться... речь. Диалог. Почему нет истерики? Потому что конфликт можно разрешить. Худо бедно объяснить. Для того, чтобы объяснить, нужно понимать, что это можно сделать. То есть надо вступить в диалог, сказать, послушать, подумать, ответить, опять послушать...

Вот это началось ещё весной, ещё в марте... И это было... как порыв тёплого ветра весной... Так это было... уже... нежданно... И так это было прекрасно...

Мальчики и девочки, братья и сёстры по несчастью, я всем вам желаю пережить это...

Итак.
Появление речи у 10 летнего мальчика. Это счастье?
Да. Но счастье с привкусом страха и ужаса, что она в любой момент пропадёт.

Удачи вам, дорогие мои читатели!

П.С. Вспомнила. Где-то в январе 2020 года Гриша начал повторять. Всё. Вообще всё. Целые предложения. Повторять и использовать к месту.

А в декабря 2020 года начал интересоваться смыслом слов, о чём я писала. Бидон? Бидон - это что? Вешалка? Вешалка - это что? И так далее. Не что такое вешалка, покажи на картинке. Нет. Вешалка - что это? К какой категории относится? В чём её задача, предназначение? Какие бывают вешалки? Чем они отличаются?

Как назвать этот этап развития, я не знаю. Но вот он меня, безусловно, радует. Ибо в нём я не педагог, а просто человек. Думаю, ищу ответы, подбираю слова. Просто живу... и наслаждаюсь разговорами с сыном.

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ