Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Учила читать, научила говорить.

Подозреваю, что так и не выделю время, чтобы подробно описать все этапы обучения чтению, потому что их было очень много. И решила галопом по европам рассказать всё в одной заметке.

Потому что я более чем уверена, что в попытках научить читать вслух не говорящего ребёнка, я запустила что-то в его голове, что позволило Грише начать говорить.

Я периодически упоминаю о том, что Гриша не мог научиться читать. Перебирал каждую букву, не называя сразу точную. В начале это выглядело, словно он не знает букв. Потом, когда он уже точно знал буквы, это было доказано и проверено в ходе множества экспериментов.

И тогда встал вопрос, почему же он не может нормально читать.

  • При том, что мог прочесть отдельные слова.
  • Мог прочесть отдельные страницы букварей, где акцент сделан на одну букву.
  • Мог прочесть маленький стишок, если он один на странице.

Но как только мы переходили к текстам, он терял способность узнавать буквы.

Пример чего-то подобного на этом видео.

Вот только на видео две букву, а когда буквы были все, понять что-то, из того, что он читает не представлялось возможным. Да и сам он ничего не понимал.

Я думала, что, может, у него дислексия, и в голове всё переворачивается, и делала ему огромные буквы, и это немного помогало. Мы много играли в игры для дислексиков. Но они не вызывали никаких проблем. Гриша явно узнавал все буквы в огромном массиве текста, легко их находил. Если не надо было называть.

Ещё важно. Он легко в огромном тексте находил слова, которые знал. Это следствия обучения глобальному чтению. То есть было очевидно, что для него текст - это не что-то серое и бессмысленное. Он выделяет в нём информацию. Но почему не читает?

Потом я заметила, что, если, когда он читает, рядом с буквой написать ту же букву, он её сразу читал. (дурдом)

Слово СТУЛ. Не может прочесть. Точнее что-то там произносит, но не то. Я над буквой С пишу С. И он сразу читает. И так с каждой.

Хм…

Попытки что-то автоматизировать, типа слогов, не давали результата. Отдельные слоги Гриша легко читал, в массиве слов — нет.

Я даже игру создала для автоматизации слогов. И мы два месяца в неё играли, но это ни к чему не привело. Слоги он узнавал и произносил, но в текстах переставал узнавать буквы.

Потом я заметила, что ему легче, когда он должен рисовать схему под словом.

-2

Но не на много. Мы пытались с помощью тренажёра, основанного на схемах, опять же автоматизировать узнавание. Это ничего не давало.

Спустя год ежедневных попыток научить Гришу читать, к январю 2020, я почти сдалась.

Но я видела, что он как-то читает про себя. И сделала ему такое упражнение. Перепечатала диктанты для начальной школы, написала вопросы.

-3

И задача Гриши была отвечать. Он отвечал, не читая вслух. Читал? Не знаю. Может, просто догадывался. Таких вот страниц он выполнил 1000.

-4

Стопочка слева, это они.

--------------------------------

Отдохнув от попыток научить Гришу читать, летом 2020 я их возобновила.

Начала делать вот такие маленькие книжки со сказками.

-5

На одной страничке, одно предложение. И он должен был под ними рисовать схемы и читать.

-6

Это как-то улучшило ситуацию. Но очень слабо.

-------------------------

А потом в моей жизни появился этот канал и добрые люди.

Впервые прочитав про жестовый способ вызывать речь, о котором я написала заметку, я подумала, что это не для нас. Есть же у Гриши звуки. Вызывать не надо.

Но потом я написала заметку о том, как Гриша придумал себе символы, чтобы узнавать звуки. И под той заметкой добрый человек опять настоятельно рекомендовал ввести Грише жесты. Я не понимала, зачем. Он же как-то говорит. Человек писал о перепутанных связях в голове Гриши.

Но меня это не убеждало. Я не понимала.

Но вот про чтение… Сейчас не помню, как я предположила, что может быть эти символы звуков, которые Гриша придумал сам, помогут ему читать. Потому что в процессе чтения, когда он не может нормально прочесть букву Б, я говорю ему БУБА, и он читает правильно. И вот я предположила, а не будет ли он её сразу называть, если увидит картинку.

И да. Будет. Я сделала одну страничку, распечатала. И показала Грише. И он сразу прочёл.

Здесь мхатовская пауза.

Потому что поверить в это было очень сложно.

В ночи я сделала ему сказку и на следующем уроке мы её читали.

-7

Текст с наклеенными поверх согласных картинками.

И он её прочёл.

Опять пауза.

Я давно ни во что не верю и никогда не радуюсь почти ничему. Потому что многие вещи приходят и уходят. Надоело жить на качелях. Ко всему отношусь спокойно.

Гриша читал сказки, которые знал наизусть, это не повод верить в то, что он начинает читать. Может, он их просто по памяти произносит.

Я сделала другие неизвестные тексты. И он читал.

Опять пауза.

Пришла учительница, посоветовала работать вот с этим пособием.

-8

Я перепечатала все тексты, наклеила картинки. И Гриша читал.

Но я бы не называла этот метод чтением, если бы практически сразу не начало происходить следующее: Гриша на много лучше стал читать тексты из книг без картинок над буквами. Перебор звуков очень сократился.

Словно, как написал один комментатор, у Гриши в голове соединились провода, и вдруг он стал всё понимать. Как было у него с определением рода существительных. Вот он ничего не знает про род, а вот он уже чувствует род незнакомого слова. Гриша, мальчик который заговорил в девять с половиной лет. Чувствует род?

А тут, Гриша, мальчик, который полтора года учился читать, в один день научился?

В общем это было так невероятно, что я даже не решалась об этом здесь писать. Хотя всё это происходило вот, сейчас. Началось 27 августа. Вечером.

За это время мы практически закончили рабочую тетрадь за 1 класс и вот-вот перейдём ко 2 классу. Для которого я уменьшила текст и размер картинок на 20%.

-9

Когда буду делать тетрадь для 3 класса, уменьшу ещё на 20%. Потом, не знаю, надеюсь, что и вовсе уберу картинку. Посмотрим.

Прикрепляю видео того, что имею ввиду.

  • Важно, Гриша таким образом читает буквально по пять минут в день. Не больше. Он очень устаёт. А сохранить положительное отношение к этому процессу очень важно.
  • Да, на видео видно, что он читает очень плохо, по-прежнему не может произнести многие звуки. Но очень важно помнить то, что я написала выше. Гриша вообще не мог читать, останавливался на каждой букве, и перебирал звуки. То, что происходит сейчас, это как первый полёт в космос для человечества.
  • Так же на этом видео присутствует метод работы, когда Гриша не может нормально выполнять задания. Отказывается вообще что-то делать. И эту проблему я решаю способом, о котором писала ранее. А называется он -А можно я-.
  • И так же в начале я сразу отмечаю, когда это всё закончится, потому что это очень важно.
  • Ну и решила не вырывать кусок с чтением из видео, а оставить занятие целиком. Это мы работаем по рабочей тетради по литературному чтению для 1 класса Королёвой О.Н. Очень всем рекомендую. Нормальные тексты, полезные вопросы.
Итак.
Если ваш ребёнок не может читать по неизвестным вам причинам.
Причины надо искать.
И возможно, найдёте.

П.С. Плотнее начав изучать речь, узнала, что изобрела очередной велосипед (картинки над буквами).

Всё давно создано специалистами. Например, что-то подобное предлагает замечательный логопед и автор множества пособий Ткаченко Т.А., работы которой очень рекомендую к изучению и внедрению в жизнь не говорящего или плохо говорящего ребёнка.

П.С. 2 Ну, и как всем, кто читает этот канал, очевидно, после того, как так показали себя картинки над буквами, я незамедлительно ввела жесты в Гришину жизнь, которые так рекомендовал комментатор, а я как баран упиралась, не понимая, зачем они Грише, и в тот же день решилась, как мне кажется фундаментальная проблема в речи у моего мальчика, - замена звуков в речи.

И тогда логично сделать вывод, что не читал Гриша, потому что мешала ему его артикуляционная диспраксия. И к чтению как таковому это не имело никакого отношения изначально. Поэтому я написала заметку о том, как важно знать речевой диагноз своего ребёнка. Потому что все, абсолютно все признаки диспраксии были с первого урока по обучению чтению. Я просто не знала о её существовании. А вот если бы знала, то Гриша уже давно читал бы. Да и говорил бы он уже давно на много лучше.

Надо, обязательно надо знать точно проблему, почему ребёнок не говорит, или говорит плохо. Потому что эта проблема распространяется на все сферы обучения. И как, надеюсь, понятно из написанного выше, незнание проблемы очень усложняет поиск решения.

П.С. 3. При этом, даже не зная о диспраксии, как видите, всё равно можно пытаться решить даже неразрешимые, непонятные проблемы. Это я к тому, что надо наблюдать, анализировать, изучать. И даже, если кажется, что это -дурдом-, -он не обучаем- и -можно я уйду-, потому что не могу найти ответ на какой-то вопрос в обучении ребёнка. Не надо опускать рук, надо искать. И возможно, найдёте.

Удачи и терпения вам!

-10