Одним из известных командиров Северокавказской Красной армии в 1918г. был сын безземельного казака из Черниговской губернии – Дмитрий Жлоба. Личность крайне неординарная и харизматичная, очень популярная в войсках. Человек способный оказывать магическое влияние на окружающих и даже, поговорив по душам, урезонить митингующую солдатскую массу, готовую растерзать неугодного командира. Для красногвардейцев, а затем и красноармейцев – это был свой человек, батько, атаман, знающий нужды, и отстаивающий требования товарищей по оружию. Правительство Северокавказской республики в августе 1918г. даже рассматривало его на пост главнокомандующего Красной армии Северного Кавказа. Одним словом – «Слуга царю, отец солдатам». Однако, как командир и военачальник Жлоба имел в своём послужном списке, как победы, так и оглушительные поражения. Причём поражения были производной от его популярности.
Жлоба Дмитрий Петрович, 15.06.1887г., Киев, украинец, из семьи батрака. Работал на заводе «Наваль» в Николаеве. Участник революционного движения 1905-1907гг. Самоучкой освоил обращение с механическим оборудованием, работал машинистом на угольных шахтах в Донбассе. С началом 1-й мировой войны освобождён от призыва, как квалифицированный рабочий. В мае 1916г. за участие в Горловско-Щербиновской стачке, как политически неблагонадёжный направлен в 107-й запасной пехотный полк, откуда на учёбу в Московскую школу авиационных мотористов. После Февральской революции избран членом Московского совета от школы авиаторов. В 1917г. аттестован по специальности военного моториста. Младший унтер-офицер. Член РСДРП(б) с 1917г.
После Октябрьского переворота Жлоба – командир отряда Красной гвардии. Отряд Жлобы во время вооружённого восстания в Москве, вёл боевые действия против занявших Кремль юнкеров. В ноябре 1917г. направлен военным комиссаром в Донбасс, где организовал шахтёрский красногвардейский отряд, с которым участвовал в боях калединцами и гайдамаками. В конце февраля 1918г. после освобождения Ростова и вытеснения Добровольческой армии генерала Л.Г. Корнилова в Задонье, Жлоба во главе украинского красногвардейского отряда прибывает на Кубань.
Прибытие советских подкреплений на Кубань было очень кстати – красный главнокомандующий А.И. Автономов своими разрозненными отрядами уже отражал удары Добровольческой армии в ходе её 1-го Кубанского похода. Жлоба на базе своего отряда формирует 2-й Северокавказский полк и во главе его участвует в обороне Екатеринодара. Разгром Добровольческой армии под Екатеринодаром резко усилил позиции Советов на Кубани и открыл продвижение по карьерной лестнице для многих командиров. (Штурм Екатеринодара)
Красная гвардия в то время переживает выборный период командного состава – «вождизма». Командирами, как правило, становились не грамотные и опытные в военном деле специалисты, а зачастую лишь угодные солдатской массе. Командир, исполняющий приказы, шедшие вразрез с местечковыми интересами красногвардейцев, на общем собрании смещался, а избирался новый более удобный. А на приказы вышестоящего начальства нам плевать – моя хата с краю. Хвост вертел собакой. Главком Автономов видел, что сборище партизанских отрядов – это ещё не армия и прилагал максимум усилий, чтобы путём введения в войсках воинской дисциплины переформатировать многочисленные красногвардейские отряды в регулярные воинские формирования. На этом поприще он столкнулся с сепаратизмом командиров многих красногвардейских отрядов, не желающих утрачивать свою независимость. Анархиствующие красные командиры постоянно жаловались на Автономова в Кубанское правительство – Центральный Исполнительный Комитет. В ЦИКе руководили люди далёкие от воинской службы и введение дисциплинарной ответственности красногвардейцев и командиров расценивали, как «царскую муштру» и установление личной диктатуры главкома. Над ними довлел образ двадцатишестилетнего французского капитана после победы под Тулоном, узурпировавшего завоевания Великой Французской революции. Между военными и гражданскими властями на Кубани возник конфликт и перспективный, показавший на деле своё воинское и организационное мастерство, красный главком Автономов, обвинённый в «бонапартизме», был смещен. (Конфликт главкома Автономова с ЦИК Кубано-Черноморской республики)
Не избежал «анархизма» и большевик Жлоба. В мае 1918г., за счёт прибывающих под давлением германской армии на Кубань украинских красногвардейских отрядов, Жлоба разворачивает свой полк в бригаду. Украинские отряды в большинстве своём деморализованы, плохо управляемы и анархически настроены. Имелись факты с их стороны насилия и грабежа местного населения. Красные кубанцы выражали недовольство пришельцам, недалеко оставалось и до вооруженного противостояния. И здесь фигура Жлобы становится своеобразным магнитом. Он по душам разговаривает с земляками, понимает их и зовёт к себе. Красногвардейцы-украинцы, видя в Жлобе батько, охотно идут под его руку. Но в руках у Жлобы только пряник – без кнута. И уже первый бой 2-го Кубанского похода показал, что войсковой части без дисциплины быть не может.
23.06.1918г. Добровольческая армия выступила в свой 2-й Кубанский поход. Первый удар пришёлся по селу Лежанка и станице Новороговской. Оборонялась здесь бригада Жлобы в составе 2-го Северокавказского, 1-го Тихорецкого, 1-го Донского, 2-го Донского, Таганрогского полков и отряды Медвеженского боевого участка. Добровольцы из 2-й пехотной и 1-й конной дивизий стремительно атаковали позиции жлобинцев. Ожесточенное сопротивление не смогло сдержать натиск добровольцев. Белогвардейцы понесли большие потери, но захватили Лежанку. А соединение Жлобы под воздействием неудачи было деморализовано и распалось на две группы, которые начали самостоятельный отход: одна – на Тихорецкую, другая – к Белой Глине. Жлоба, утратив управление войсками, и потрясенный поражением, убыл в штаб главкома Калнина в Тихорецкую. Добровольцы, не нанеся бригаде Жлобы губительных потерь, фактически ликвидировали её как войсковую единицу. Это была цена партизанщины, которую практиковал в своих войсках красный командир Жлоба.
В ставке главкома, Жлоба, отчаявшийся и утративший уверенность в своих анархических войсках, предложил сворачивать фронт на Северном Кавказе и уходить к Царицыну. Кубанские командиры наотрез отказались – здесь их родина, дома и семьи и они будут продолжать борьбу. Главкомом, Жлоба был послан делегатом в Царицын в штаб Северокавказского округа, с целью осветить военную обстановку на Кубани. В Царицыне командарму Ворошилову и наркому Сталину Жлоба преподнёс ситуацию на Кубани, как полный развал. Рассчитывая спасти хотя бы часть Северокавказской армии, Сталин распорядился оставить Кубань и Терек и уходить к Царицыну. Однако, на Кубани имелись не только анархиствующие командиры, но и твердой воли. Командующий Доно-Кубанским фронтом И.Л. Сорокин под станицей Кореновской смог провести результативный контрудар по главным силам Добровольческой армии и обеспечить организованный отвод войск в район Армавира.
В начале сентября 1918г., когда Жлоба с приказом Сталина вернулся на Кубань, угроза развала фронта миновала и военная обстановка стабилизировалась. Фактически приказ Сталина устарел. Новый главком Сорокин, будучи последовательным сторонником Автономова, добивался укрепления воинской дисциплины, как среди красноармейцев, так и среди командиров. Шло это дело со скрипом, так как в войсках ещё не имелось карательных органов в виде ревтрибуналов, но некоторые командиры-анархисты на своей голове уже почувствовали тяжкую руку главкома. Приказ Сталина главком Сорокин исполнять не стал, как не соответствующий обстановке, а Жлобе поручил принять под команду одну из армейских колонн. Но анархист Жлоба на этом не закончился. Самовольно сняв с фронта украинские полки, Жлоба начал формировать так называемую «Стальную дивизию» для похода на Царицын. Моментально к Жлобе начали присоединяться все те, кто хотел «свалить по тихой лавочке» в менее опасное от войны место. Добрый Жлоба противопоставлялся злому Сорокину. Набралось много желающих отсидеться в стороне – около 15.000 человек. Украинские красногвардейцы так и остались чужаками на Кубани. За невыполнение приказа Сорокин объявил Жлобу «вне закона», но к этому времени Стальная дивизия уже находилась на пути в Царицын. (Мятеж батьки Жлобы)
Приход Стальной дивизии в разгар второго наступления Донской армии Краснова на Царицын радикально изменил баланс сил. Неожиданный удар дивизии Жлобы с тыла по правофланговым соединениям Донской армии привел к их разгрому. Наступление Краснова провалилось, а Жлоба стал героем. Но ненадолго! Анархист, сидевший в Жлобе, и на этом не закончился. Жлоба, как и на Кубани начал саботировать приказы Ворошилова, но время анархии и митингов прошло. Красная армия становилась регулярной, а за невыполнение приказа грозила ответственность. (Куда пропала Стальная дивизия Жлобы) Стальная дивизия была расформирована, Жлоба был отстранён от командования и направлен обратно на Кавказ с задачей формирования партизанских отрядов.
Военная карьера Дмитрия Жлобы в ходе Гражданской войны развивалась по синусоиде – за каждым взлётом следовало падение, но как бы сильно он не падал (разгром 1-го конного корпуса в 1920г. чего только стоит!) всегда в руководстве советских Вооруженных сил находилась сила, прощавшая ему ошибки и поднимавшая его вновь наверх.
По теме:
Был ли предателем начштаба Красной армии Северного Кавказа?
1-й Кубанский Ледяной поход. Загадочная гибель генерала Корнилова
2-й Кубанский поход. Заслон у Великокняжеской
Бой за Шаблиевскую. Гибель генерала Маркова
Мятеж 3-й колонны Красной армии Северного Кавказа
Мятеж батьки Жлобы. Поход Стальной дивизии на Царицын
Как красные чеченцы разбили белых казаков
Год 1919. Падение красного Вердена. Триумф барона Врангеля
Волк в овечьей шкуре. Павлюченко – красный командир и белый генерал
Почему генерал Деникин боялся красного командира Сорокина
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал