Поражение 11-й армии Красной армии на Минераловодском направлении в январе 1919г. привело к обрушению всего фронта на Северном Кавказе. Под непрерывными ударами Добровольческой армии, не имея возможности закрепиться на промежуточных рубежах, части Красной армии по трем направлениям через Азгир, Святой Крест, Моздок отступали в направлении Астрахани.
В ходе отступления в районе Владикавказа и Грозного добровольцами были отсечены и прижаты к горам остатки подразделений 11-й армии. В районе Грозного отряды красноармейцев отступили в чеченские сёла, где сочувствующее местное население их укрыло, предоставило кров и пищу личному составу. В Гойтах скрывалась семья одного из руководителей грозненских большевиков Николая Гикало. Отряды красноармейцев, войдя в состав Чеченской Красной армии Асланбека Шерипова, начали партизанские действия в тылу Добровольческой армии, что вызвало большую озабоченность в Ставке Деникина. Добровольческое командование начало готовить поход против чеченских сёл в ответ чеченцы начали готовиться к защите. Разведка Добрармии докладывала: «…Из захваченных большевистских документов видно, что из чеченцев большевиками была сформирована Красная Армия. Всего из 18 селений района Алды, Ачхой-Мартан, Герменчук было собрано около 1500 чеченцев-красноармейцев, добровольцев, несших службу пешими и конными. Наибольшее количество дало селение Гойты – 520 человек, составлявшие гойтинский отряд…». (Абазатов М.А. Из истории Гражданской войны в Чечено-Ингушетии).
В начале марта 1919г. командир 1-й конной дивизии Добровольческой армии генерал-лейтенант П.Н. Шатилов, осуществляя зачистку района Грозного от советских партизанских формирований, потребовал от чеченцев выдать всех укрывающихся в сёлах красноармейцев. Эти требования встретили решительный отказ. Тогда белое командование приняло решение провести карательную акцию и принудить горцев к выполнению своих требований силой. В селе Гойты, близ Грозного, находилось несколько сотен красноармейцев и Шатилов начал карательный рейд с него.
1-я конная дивизия, укомплектованная в основном кубанскими казаками, в составе 4 полков при 8 орудиях выступила двумя колоннами: одна севера со стороны Грозного, другая – с северо-запада со стороны станицы Ермоловской. Утром 07.03.1919г. белогвардейцы вышли к окраине села и предъявили местному населению ультиматум: в течение 24 часов выдать красноармейцев, иначе село будет сожжено. Гойтинцами командовал Хату Давлиев, помощники – Чода Яшуркаев и Доа Геримханов. Ультиматум был отвергнут и между парламентёрами завязалась перестрелка. Статья в Википедии, посвященная Гойтинскому бою, говорит, что по мнению:
Лечи Гудаева, отказ жителей связан с требованием нарушить традиции горского гостеприимства – гостя нельзя выдворить – это несмываемый позор для хозяина (Гудаев Л. 1919г. 7 марта – Гойтинское сражение. Честь дороже жизни);
Магомета Абазатова – причиной отказа стали просоветские настроения сельчан (Абазатов М. А. Из истории Гражданской войны в Чечено-Ингушетии). Попробуем разобраться, о каких просоветских настроениях горского населения говорит Абазатов.
В Терском казачьем войске усредненный казачий пай составлял к началу Первой мировой войны 15,1 десятины. Наибольший размер пая был в Кизлярском отделе – 24,9 десятины, наименьший – в Сунженском – 9,6 десятины земли. У горского населения с земельным фондом было значительно хуже – максимальный земельный надел не превышал 4 десятин, а большинство имело гораздо меньше.
Аренда войсковой земли под пастбища для отдельных горских обществ являлась единственным условием их хозяйствования – скотоводства. К 1917г. в связи с увеличением численности значение аренды казачьей земли для горского населения возрастает. Часть горцев десятки лет жили поселениями на арендованных казачьих землях и не имели других средств существования. Спрос рождает предложение, а заодно и повышает стоимость. С 1889 по 1913 г. арендная плата за десятину земли возросла в 7,5 раз, так что с экономическими противоречиями в период бурно шагающего капитализма в Терском крае всё было в порядке. Казачья верхушка снимала большие барыши за арендную плату с горского населения и земельный вопрос на Тереке, как и в других регионах Российской империи назрел. С приходом к власти большевиков земельный вопрос в Терском крае был пересмотрен – землей должен был владеть тот, кто на ней работает, а крупные латифундисты лишались своих имений. Таким образом, казаки и горцы были уравнены в правах, что обеспечило Советской власти широкую поддержку горского населения. Приход деникинцев означал только одно – возврат старых порядков, помещиков, податей, повышения арендных платежей, закабаления, короче всех плюшек капитализма, что не вызывало восторга у местного населения от слова «совсем».
Известие о требовании белогвардейцев и перестрелке на окраине села моментально разлетелось по окрестным сёлам, где местные жители немедленно взяли в руки оружие с целью поддержать соседей. Гойтинцы вступили в бой с полками генерала Шатилова, не дожидаясь окончания срока ультиматума. Белоказакам после нескольких атак удалось ворваться на окраину села, но упорное сопротивление не позволяло им развить свой успех. За это время на помощь обороняющимся в Гойты начали подходить части Чеченской Красной армии и ополченцы из соседних сёл: Урус-Мартана (командир Шихмирза Цицаев), Гехов (Гирма-Хаджи Чагаев), Алхазурово (Сулейман Муртазалиев), Шали (Ибрагим Геиев), Атагов (Алимсултан Эсембаев), Кулары (Муслу Абдулаев) и др.
Фланги 1-й конной дивизии оказались под ударом. Отряд ополченцев из Алхан-Юрта с тыла атаковал батарею белых. Личный состав батареи был рассеян, а трофеями красных чеченцев стали 2 орудия, 3 пулемёта, 8 подвод с боеприпасами.
К исходу дня сопротивление защитников не снижалось, более того продолжал усиливаться нажим на флангах белоказаков. Чеченцы сбивали заслоны белых и замаячила угроза полного окружения. Генерал Шатилов не стал испытывать судьбу и дал приказ на отход. При отходе в темноте, безусловно, пришлось бросить и обоз и артиллерию. Безвозвратные потери оценивались в несколько сотен казаков.
Совместными усилиями красноармейцев и местного населения карательный рейд белогвардейцев удалось отбить. Защитники села потеряли убитыми, по одним данным, 150 чел., по другим – 220 (200 местных жителей и 20 красноармейцев). Павшие в бою были похоронены на одном кладбище, что свидетельствует об отсутствии национальных разногласий.
По теме:
Как «царь Петр» стал чеченским красным командиром
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.